Как идёт модернизация трамвайного хозяйства, и что уже сделано в Липецке
В этом году в Липецке началась реанимация трамвайных перевозок. Продлится она три года. За это время концессионер компания «Мовиста регионы» реконструирует трамвайное депо, 40,8 км трамвайных путей, проложит 5,2 км новой линии от Центрального рынка через улицу Папина до трамвайной сети на улице 60 лет СССР и закупит для города 46 новых односекционных трамваев.
С ним плохо, без него ещё хуже
Вот как год назад на IX инфраструктурном конгрессе «Российская неделя ГЧП» охарактеризовала состояние липецкого трамвайного хозяйства Евгения Уваркина: «Наш трамвай сегодня — это на 80% изношенные вагоны, на 70% изношенные пути и 5% от общего пассажиропотока». Вернувшись с конгресса, она написала в своём TГ-канале: «Я честно призналась, ещё два года назад мы не верили, что трамвай удастся оставить — слишком высокой была расчётная нагрузка на бюджет».
В 2019 году рассматривались три варианта: сохранение трамвайной сети, её развитие или ликвидация. Самым простым и дешёвым для городского бюджета мог стать третий вариант — на это потребовался бы всего 1 млрд рублей. Однако, как оказалось, ликвидация трамвая могла серьёзно ухудшить ситуацию на дорогах города.
— Мы заказали экспертам Института транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики имитационное моделирование, которое показало бы, как ликвидация трамвая повлияет на движение транспортных потоков в Липецке, — говорит председатель городского департамента транспорта Евгений Чекрыжов. — Выяснилось, что это приведёт к значительному снижению скорости передвижения по всему городу, хотя трамвайные линии находятся на окраине и ликвидация трамвая никак не должна затронуть центр Липецка. Тем не менее, чтобы заменить 32 трамвая, которые перевозили пассажиров на тот момент, нам нужно было выпустить на пассажирские маршруты дополнительно 45 автобусов. Из-за этого скорость транспорта по всему городу могла бы упасть на 17%. А на таких перекрёстках, как, например, кольцо трубного завода, вообще произошли бы критические ухудшения — там скорость транспортного потока могла бы упасть на 45%.
Пересесть на трамвай
У липчан сегодня 190 тысяч легковых автомобилей, 39 тысяч грузовиков и около 6 тысяч автобусов. К этому прибавьте ещё 590 автобусов, которые осуществляют пассажирские перевозки, и вы представите, сколько авто в часы пик движется одновременно по городским дорогам. С каждым годом их становится примерно на 10 тысяч больше.
В мэрии, учитывая зарубежный опыт и опыт продвинутых российских городов, считают, что рано или поздно мы придём к тому, что автолюбители пересядут в общественный транспорт и трамваи будут цениться выше, чем автобусы. Если автобус, говорит Чекрыжов, перевозит 100–110 пассажиров, то трамвай спокойно может вмещать до 140 человек. Но главное преимущество трамвая, конечно, в скорости. 95% трамвайных путей обособлены от транспортных магистралей города.
Вопрос решён
В общем, в мэрии решили не только оставить трамвай в Липецке, но и модернизировать трамвайное хозяйство. Выполнить эту задачу помогут, точнее, уже помогают федеральная программа модернизации городского электротранспорта, в которую, благодаря настойчивости Евгении Уваркиной, включили Липецк, и концессионное соглашение с компанией «Мовиста регионы Липецк».
Срок концессии — 20 лет. На модернизацию понадобится 13,8 млрд рублей. 38% этих средств концессионеру под 5,6% годовых выдаст ВЭБ.РФ, 24,5% — Фонд национального благосостояния России, 30%, которые не нужно будет возвращать, выделяет федеральный бюджет, и 7,5% вкладывает в проект сам концессионер.
Модернизация трамвайной сети в Липецке уже идёт. Сегодня на левом и правом берегах снимают старую шпально-рельсовую решётку и стелют новую. В этом году в город доставят 28 новых трамваев — 24 из них уже стоят в депо.
Трамваи от Роскосмоса
Трамваи закупают у Усть-Катавского вагоностроительного завода, который входит в состав госкорпорации «Рос-
космос». Это одно из старейших в России предприятий, оно уже без малого 100 лет поставляет трамваи в российские города. Сегодня почти половину липецкого парка составляют усть-катавские трамваи КТМ 71-605.
Новые вагоны, на которые «Мовиста регионы» потратит 3,9 млрд рублей, начали поступать в Липецк в начале июля. Они, конечно, отличаются от КТМ, как небо и земля. В первую очередь нужно сказать, что это низкопольные вагоны, в которые не надо забираться по ступенькам. В них есть точки доступа Wi-Fi, кондиционеры, электронные табло, видеокамеры, USB-интерфейс для зарядки гаджетов. На тот случай, если в контактной сети исчезнет напряжение, у трамвая, как у электромобиля, есть возможность автономного хода — на своих собственных запасах электро-
энергии он может проехать до 3 км.
— Сейчас концессионеры завозят трамваи в Липецк, — рассказывает Евгений Чекрыжов. — По правилам эксплуатации они пройдут техническую обкатку — это 50 км. Потом концессионер подпишет с заводом акт приёма-передачи, и их можно будет выпускать на линию. Мы планируем вывести их на реконструированные участки уже весной.
За счёт бюджета
Естественно, возникает вопрос, не лягут ли все эти затраты концессионера на плечи пассажиров? Чекрыжов говорит, нет. Цены на проезд в общественном транспорте, конечно, будут повышаться, как это делалось до сих пор под давлением инфляции, но это не свяжется с желанием концессионера отбить свои инвестиции. Перевозчиком останется МУП «Городской электротранспорт», и выручка от оплаты проезда будет перечисляться на его счёт, а не на счёт компании «Мовиста регионы».
— «Мовиста» отобьёт свои вложения за счёт отчислений из бюджета, — поясняет Чекрыжов. — На протяжении 20 лет городской и областной бюджеты будут делать компании отчисления. Это примерно около 1 млрд рублей в год.
Центральная линия
О возвращении трамваев в центр города пока речи не идёт, хотя, по словам Чекрыжова, такой вариант в мэрии тоже рассматривался. Если сохранится федеральная поддержка, то на Советской, 5, подумают и об этом. Правда, сделать это будет сложно. С тех пор, как трамвай ушёл из центральной части города, много сетей под дорогами перестроилось, появились новые, и найти коридор для трамвайного полотна будет непросто.
Текст: Виктор Унрау
Фото из архива «Первого номера»