Таланты и поклонники

К 200-летию Александра Островского в театре Толстого состоялась премьера спектакля по его произведению

Что есть талант? Можно ли его продать? И какова его цена? В центре сюжета спектакля «Таланты и поклонники» (12+)— Александра Негина, молодая и красивая актриса, восходящая звезда провинциального театра. Её играет Александра Гумина. Героиня нежна, изящна и впечатлительна. Она развивается, меняется, подвергается испытаниям и соблазнам и к финалу спектакля подходит к максимальной точке душевного переживания, оказываясь перед непростым выбором. И общество в этом выборе сыграет решающую роль…

Дебют Александры

Участие в спектакле «Таланты и поклонники» стало первым шагом в актёрской карьере Александры Гуминой. Молодая актриса недавно закончила Ярославский театральный институт имени Фирса Шишигина.

— Роль получила благодаря случаю, — улыбается дебютантка. — Когда началась работа над спектаклем, я только пришла в театр. Нам, молодым артистам, разрешили присутствовать на репетициях, мы смотрели, как работает мэтр — народный артист России Борис Афанасьевич Морозов. Я и мечтать не могла о сотрудничестве с ним. В какой-то момент Борис Афанасьевич сказал: «Теперь хочу послушать, как прочитает Саша». И я со сжавшимся сердцем прочитала роль. Мне был дарован шанс, и я им воспользовалась.

По словам Александры, она многое понимает в своём персонаже, Негина близка ей.

— Негина выбирает между двумя жизнями. Передо мной ещё не стоял именно такой выбор, как в пьесе. Но я бы скорее всего предпочла служение театру, а не любовь. Негина — та, кем я хотела бы быть. Она мудрее меня, сильнее, самоотверженнее. И в этом я бы хотела быть на неё похожей. Эта роль воспитывает меня.

Любовь или слава

По сюжету Негина живёт вместе с мамой в маленькой квартирке. Они погрязли в долгах. У Александры есть жених — бедный, но честный и умный студент Пётр Мелузов (роль исполнил Евгений Власов). Он учит её грамматике и «быть хорошей, правильной женщиной», а к театру относится равнодушно, готовя будущую жену к иной, более простой и честной жизни.

С другой стороны — грубые и наглые богачи, которые видят в юной актрисе содержанку. Престарелый Дулебов — его блистательно сыграл заслуженный артист Липецкой области Максим Дмитроченков — предлагает Саше своё покровительство. Актёру прекрасно удалось передать всю мерзость характера героя: напыщенный, грубый, уверенный в том, что может получить всё. Он получает отказ и низко мстит, делая так, чтобы в театре актрисе отказали в продлении контракта. На помощь приходит богатый помещик Великатов — он выкупает её бенефис. Любезный, элегантный Великатов в исполнении заслуженного артиста России Владимира Борисова производит приятное впечатление на зрителя. Да, он расчётлив и прагматичен, но тонко и осторожно скрывает это под внешней добротой и скромностью. И до последнего момента сложно понять, чего он хочет на самом деле, ведь действует не напором, как остальные поклонники Саши, а движется к своей цели мягко и осторожно.

Бакин (Евгений Азманов) — яркий представитель тех «поклонников», что в поклонении талантам ищут и находят выгоду — удовлетворение своих инстинктов, своей похоти. Аналогично бессовестен и бесчестен Мигаев (Роман Коновалов), который ради денег готов на всё. Тот же Бакин сказал о нём очень правильные слова: «Честность он давно считает предрассудком, и для него разницы между честным и бесчестным поступком не существует, пока его не побили».

Не могу не отметить такого гротескного героя, как Ераст Громилов (Валерий Брыксин). Вечно запойный трагик, постоянно зовущий своего друга Васю, вызывает симпатию. Он безобиден и с теплотой относится к Саше. Домна Пантелеевна (заслуженная артистка России Ирина Горбацкая) тоже весьма интересный персонаж. Она не меркантильна, но знает жизнь и то, как тяжело её построить без денег. Она не видит ничего дурного в том, что дочь примет ухаживания князя, Бакина или Великатова. А вот жениха-студента даже не воспринимает всерьёз.

Современный Островский

— На репетициях я обращал внимание актёров на то, как часто упоминаются слова «счастье» и «деньги» в комедии «Таланты и поклонники». Для некоторых эти два понятия — синонимы, — говорит режиссёр постановки народный артист России Борис Морозов. — Пьеса показывает, что есть более ценные, внутренние качества человека — честность, милосердие, любовь, которые идут выше, чем деньги и слава. Эта тема будет актуальна всегда. Особенно примечательна последняя фраза Пети Мелузова: «Я просвещаю, вы — развращаете. Вот так и будем с вами воевать».

Драматургия Островского близка режиссёру. Впервые Морозов поставил его пьесу в 1992 году в Малом театре — это была комедия «Горячее сердце». Позже были «Лес», «Волки и овцы». В 2002 году Борис Морозов показал свету спектакль «Таланты и поклонники» в театре сатиры в Москве. Говорит, через 20 лет вновь поставить пьесу для него интересный опыт. Но при этом самое сложное — учесть новые реалии.

— Островский такой драматург, произведения которого предполагают возможность сделать это, — делится Морозов. — Это как шкатулка, которую открываешь и каждый раз обнаруживаешь новое пространство.

Театр — встреча двух людей

Борис Афанасьевич не раз бывал в театре Толстого — он дружил с художественным руководителем Владимиром Пахомовым. Но работает на липецких подмостках впервые. Считает, что, обращаясь к великим именам, всегда сложно поставить хороший спектакль, который отзовётся в сердцах зрителей. Однако липецкие актёры прекрасно справились со своей задачей.

В роли разорившегося владельца театра Мартына Нарокова заслуженный артист России Сергей Бельский

— Театр — это встреча двух людей, — рассказывает режиссёр. — Один выходит на сцену, другой садится в зале. Тот, что вышел на сцену, говорит: «Сейчас я расскажу тебе одну очень интересную историю. Она важна для меня. Буду рад, если тебе она тоже понравится».

И хотя Борис Афанасьевич сетует, что сегодня зрителя чаще всего интересуют лишь развлечения, а в театр он приходит за тем, чтобы ему сделали приятно, он верит, что настоящее искусство способно разбудить в потребителе человека.

— Понятие «обслужите меня, чтобы мне было понятно, приятно и интересно» прочно вошло в нашу жизнь. Но это не задача настоящего искусства. Тогда мы теряем все корни — Гоголя, Достоевского, Островского, Толстого. Наша задача — своими постановками «вытащить» зрителя из этого потребительского существования, чтобы он задумался об истинно важном, — уверен Борис Морозов.

Комедия на все времена

Произведения русской классики — это основа основ, они никогда не устареют, ведь затрагивают насущные проблемы. И при безупречной актёрской игре не только не наскучат зрителю, а напротив — вызовут волну эмоций и чувств. Так произошло и со спектаклем «Таланты и поклонники».

Заслуженная артистка России Ирина Горбацкая в роли матери Саши Негиной

Несмотря на то что пьеса была написана в 1881 году, она весьма актуальна в наше время. В конце XIX века театральная жизнь находилась под влиянием больших денег и сильных мира сего. Именно они определяли успех или провал актрис. Они «подбирали» девушек, которые должны были не только блистать на сцене, но и «оживлять» общество, принимая ухаживания покровителей. А у тех, кто не может соответствовать стандарту и идти на компромиссы, карьера оказывалась под угрозой. Разве сегодня мы не наблюдаем аналогичную ситуацию? И в современном мире влиятельные персоны решают, кто будет звездой, а кто навсегда останется в массовке. Талант не определяет успех, и не каждой повезёт устроиться, сохранив честь и достоинство. Со времён Островского, в сущности, ничего не изменилось.

Текст: Анжелика Пишикина

Фото: Сергей Паршин