Победить IT-мошенничество

 

По раскрываемости IT-преступлений Липецкая область занимает 6-е место в ЦФО

Накануне Дня сотрудника органов внутренних дел с липецкими журналистами встретился новый начальник УМВД России по Липецкой области генерал-майор полиции Дмитрий Петров. Примерно половину времени, отведённого на пресс-конференцию, он посвятил проблеме мошенничества, которое по числу среди других преступлений вышло в регионе на третье место.

Число киберпреступлений выросло

До того, как стать главным липецким полицейским, Дмитрий Петров работал в основном в Санкт-Петербурге. Последние три года был заместителем начальника Главного управления по противодействию экстремизму МВД России. На должность начальника липецкого УМВД назначен указом президента России 4 сентября 2023-го.

Генерал рассказал о работе своего ведомства за последние девять месяцев, отметив, что Липецкая область не относится к особо тяжёлым криминогенным регионам, хотя и здесь случаются тяжкие и особо тяжкие преступления. Больше всего времени он уделил борьбе с мошенниками, с которыми чуть ли не каждый день сталкиваются практически все жители области, у которых есть телефон, счёт в банке или наличка в кубышке.

— Мошенничество — это проблема не только Липецкой области, — прокомментировал Дмитрий Петров. — И не только российского государства. Преступления в сфере информационных технологий, или, по-другому, киберпреступность, процветают сегодня во всех странах, которые продвигают IT-технологии и искусственный интеллект. Ив этих странах всегда будут находиться люди, которые совершают такие преступления.

Это действительно так. В Китае, например, с 2019-го по 2022 год количество уголовных дел по статье за IT-мошенничество выросло на 70%. В год Министерство общественной безопасности КНР раскрывает порядка 320 000 дел по телефонному и интернет-мошенничествам. Издание Eng news рассказывает, что жертвами мошенников становятся «пожилые люди, учителя, фермеры, работники физического труда и студенты». Мошенники разорили многие семьи и бизнес, что привело к самоубийству жертв мошенников.

Что касается использования мошенниками искусственного интеллекта, то здесь на первом месте стоят США. Как рассказывает The Washington Post, мошенники с помощью недорогих и даже бесплатных программ, которые можно скачать в интернете, синтезируют голоса родственников или близких друзей своих потенциальных жертв, звонят от их имени, говорят, что попали в беду и что для их спасения срочно нужны деньги. В большинстве случаев мошенникам остаётся только послать к жертве своего посредника или назвать номер счёта, на который нужно сделать перевод. По данным Федеральной торговой комиссии США, в 2022 году мошенничество с участием самозванцев было вторым по популярности способом вымогать деньги в Америке.

Раскрываемость 90%

В Липецкой области, по словам Дмитрия Петрова, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий совершается каждое третье преступление. Он отметил, что количество таких преступлений растёт, но растёт и их раскрываемость. За девять месяцев этого года за решётку отправили 593 мошенников.

— По раскрываемости IT-мошенничеств, — сказал генерал-майор полиции, — Липецкая область занимает 6-е место в ЦФО и 13-е в России.

За девять месяцев в руки полиции попали 76 курьеров телефонных мошенников, которые работают по схеме «Ваш родственник попал в беду, нужны деньги, чтобы его спасти». В Липецкой области раскрывается почти 90% таких преступлений. Как рассказывают полицейские, курьерами люди работают не больше недели, следующие несколько лет они проводят в колонии.

70% мошенников работают из-за границы

Впрочем, раскрыть киберпреступления, говорит Дмитрий Петров, не так-то просто. В первую очередь это связано с тем, что большинство таких злодеяний совершается из-за рубежа. Точной цифры нет — одни говорят, что по ту сторону государственной границы работает 40% мошенников. По данным МВД, с территории России работает около 30% мошенников, и, значит, остальные 70% сидят за рубежом.

— Когда мы расследуем преступления в сфере информационных технологий, — говорит Петров, — мы стараемся дойти до последней точки, то есть до их организаторов. Но иногда мы упираемся в границу Российской Федерации и по понятным причинам не можем задержать преступников.

К слову сказать, и в других странах мошенники чаще всего работают с сопредельных территорий. Материковый Китай, например, страдает от мошенников, которые работают из Тайваня. Жителей Германии, Швейцарии, Австрии, Австралии и Канады терроризируют мошенники, засевшие в Болгарии, на Кипре и в Сербии.

Раскрываются почти все киберпреступления, которые совершаются с территории России. Их выделяют в особую категорию, ставят на очень жёсткий контроль и достаточно быстро раскрывают.

— Уже в мою бытность в Липецке, — продолжает Дмитрий Петров, — мы задержали мошенника, который работал из Краснодарского края, и мошенника из Мордовии. После того как была создана специальная служба для борьбы с мошенничеством, у нас выстроились хорошие отношения с другими регионами, мы обмениваемся информацией, находим и задерживаем тех, кто из другого региона совершает мошеннические действия с жителями Липецка и Липецкой области.

Мало хороших специалистов

Есть, правда, пока сложности с IP-телефонией, которая позволяет мошенникам связываться со своими потенциальными жертвами через интернет, что затрудняет их поиск.

 — Можно, наверное, признаться, что нам не хватает специалистов, которые могли бы просчитывать, где находятся преступники, использующие возможности IP-телефонии, — говорит Петров. — Мы их выращиваем, но их часто переманивают на высокооплачиваемую работу в другие структуры. Но, в любом случае, мы раскрываем и те преступления, которые совершаются с применением IP-телефонии. Я, конечно, не буду раскрывать методику оперативно-розыскных мероприятий, которые позволяют это делать, чтобы злодеи не знали, как мы их вычисляем. Скажу только, что применение IP-телефонии — это не гарантия того, что мошенники могут уйти от правосудия.

Золотой час

Другой вопрос — можно ли вернуть деньги, отнятые кибермошенниками? — Знаете, — отвечает Петров, — тут, как в медицине, есть правило золотого часа. Если человек обратился в полицию сразу, деньги можно где-то поймать и заморозить. Но потерпевшие, как правило, обращаются к нам минимум через час, а то и через два или через три часа. Бывает, что на второй или третий день. Конечно, за это время деньги уходят куда-то, где их уже не найдёшь. Их за это время уже могут просто где-нибудь снять через банкомат.

То есть вернёт полиция ваши деньги или не вернёт — это вопрос не её возможностей и способностей, а вопрос времени: чем вы раньше обратитесь за помощью, тем больше шансов, что вернутся отнятые деньги. Если, конечно, мошенники не сидят где-нибудь на Украине или в Германии.

— Мы пока не можем выстроить работу по замораживанию денег, которые уходят за рубеж, — комментирует Дмитрий Петров. — В настоящий момент проводится работа с Центробанком. Я думаю, в ближайшее время будет достигнуто соглашение Министерства внутренних дел с ЦБ, у нас появится общая база и работа станет более эффективной. Во всяком случае, мы не дадим утекать за территорию Российской Федерации средствам, которые мошенники забирают у наших граждан. Их будут замораживать здесь, на нашей территории.

На полицию надейся, но и сам не плошай

Есть ещё одна проблема, может быть, даже более важная, чем борьба с мошенниками, которую ведёт полиция. Это сами жертвы мошенников. На брифинге журналисты обсудили с генералом такой пример. Сегодня, чтобы предупредить преступления в сфере информационных технологий, полиция даже выставляет свои наряды около банкоматов. Так делают во всех регионах страны. Как рассказывают полицейские, людей, которых ведут мошенники, легко вычислить — их выдаёт неуместное волнение, они не выпускают из рук телефон, одним словом, ведут себя совсем не так, как это делают люди, которые мимоходом зашли в зал банкоматов положить или снять деньги со своей карты. Вычислив такого человека, полицейские к нему подходят и начинают объяснять, что он попался на удочку мошенников и ни в коем случае не должен выполнять их требования. Но во всех регионах жалуются, что уговоры полицейского не всегда помогают.

— Не знаю, в чём изюминка мошенников, которым удаётся убедить людей, чтобы они отдали свои сбережения, — говорит Дмитрий Петров. — Но люди действительно часто слушают их, а не полицейских. Да, мы выставляем своих сотрудников около банкоматов. Много с этим экспериментировали. Сначала выставляли полицейских в гражданской одежде. Им не всегда доверяли. Тогда начали дежурить в форме. Потом дошли до того, что стали выставлять женщин-полицейских. Женщинам пенсионеры, например, больше в таких ситуациях доверяют, чем мужчинам. Но ежедневно происходят случаи, когда наши сотрудники убеждают жертву мошенников, чтобы та не разговаривала со звонящим и никуда не перечисляла деньги, но человек идёт в другой банкомат и отправляет деньги оттуда. Тут очень важна профилактическая работа. Сегодня профилактику, призванную оградить людей от мошенников, проводят все: от IT-гигантов, таких как Яндекс и ВКонтакте, до Сбербанка и наших участковых инспекторов, которые ежедневно беседуют с жителями на своих участках, доводят до них, что не нужно взаимодействовать с подозрительными людьми. Но этого мало. Тут нужно и нам, и СМИ каждый день напоминать людям, что они должны быть бдительными, молодые люди должны напоминать об этом своим бабушкам и дедушкам. Нужно всем участвовать в предотвращении этих преступлений.

Текст: Виктор Унрау

Фото: с сайта freepik.com, пресс-служба УМВД России по Липецкой области