Москва в объективе

Мультимедиа Арт Музей представил липчанам классика советской фотографии Александра Родченко

Москва 100 лет назад. В выставочном зале до 10 декабря можно совершить путешествие в прошлое. Площадь у Большого театра. Когда-то трамваи ходили практически у его крыльца. А вот Пушкин на Тверской улице, тогда Горького, лицом к монастырю — в 1950-е памятник перенесли на другую сторону улицы и развернули.


— Московские фоторепортажи Родченко — это бесконечная и интригующая череда эпизодов городской жизни, — говорит о представленных в Липецке фотографиях ведущий специалист творчества Александра Родченко, искусствовед, проректор по научной работе МГХПА имени Строганова и внук великого фотографа Александр Лаврентьев. — Москва многолика. Родченко увидел в ней и исторический город с его достопримечательностями, и новые постройки, и повседневность. Он показывает нам свою Москву, в которой для него были важны такие вещи, как фабрика-кухня, телефонная будка или электростанция, спортивный парад, почтовый фургон, уличная торговля, гараж архитектора Мельникова. Он как художник, дизайнер и фотограф замечал, понимал и ценил эти факты прежде всего. Это его город, постоянно меняющийся на глазах.


Но это не просто город, это столица новой советской России. И снимать её тоже нужно было по-новому. Александр Родченко считается не только пионером советской фотографии, но и основоположником конструктивизма. Фотографии «Балконы», «Пожарная лестница», «Угол дома» — всё это работы, заложившие основы конструктивистской фотографии.


Первые ракурсные фотографии Родченко снял в 1925 году во дворе, с балкона и крыши своего дома на Мясницкой улице.


Достаточно обратить внимание на ракурс фотографий, чтобы понять, насколько нов был Родченко в то время. Его всегда интересовали пространство, перспектива, архитектурная форма в кадре. Он экспериментировал с композицией и точками съёмки. Забирался в квадригу Аполлона над фронтоном Большого театра, снимал Петровку из окон верхних этажей, наблюдал перспективу улиц с крыши, снимая демонстрации. Всё это нужно было для того, чтобы передать глубину, масштабность городского пространства, его насыщенность деталями. Родченко укладывал объёмы зданий в композиции кадра так, как если бы продолжал заниматься абстрактной геометрической живописью, но только при помощи «лейки».


«Здесь, у себя дома, сумей найти совершенно новое», — таким девизом руководствовался сам Родченко.

Текст: Влад Вешняков
Фото: пресс-служба правительства Липецкой области