Почему ливневая канализация – проблема для всех городов мира
Проблема с подтоплением во время дождя перекрёстка улиц Неделина и Фрунзе будет решена в течение месяца. Ливневую канализацию на этом участке отремонтирует ООО «Интех». Стоимость работ — 1,9 млн рублей. Всего же на модернизацию ливневой канализации Липецку требуется 2,4 млрд рублей. Об этом говорили в горсовете на комиссии по транспорту, дорожному хозяйству и благоустройству.
Не нужно думать, что подтопление во время ливня — это только липецкая проблема. Ливнёвки — головная боль всех мэров России. Из 1 092 городов РФ подтопления регулярно случались в 960 (88%). Такие цифры приводит Ассоциация производителей трубопроводных систем, замечая, что эти данные за 2006 год, а сейчас положение только ухудшилось.
Как ливень, так потоп
Не бывает года, чтобы во время сильных ливней в Липецке не было потопа. Обычно это случается в июне. Вот короткая выборка, сделанная наугад из ленты новостей за последние несколько лет.
В 2015 году «в результате разгула стихии в разных районах города смыло асфальт, под водой оказался транспорт. В районе «железного рынка» затонули восемь автомобилей. В эпицентр стихийного бедствия попала улица Космонавтов. Многим горожанам, оказавшимся на улице, пришлось передвигаться буквально вплавь».
В 2016 году Первый канал рассказывал, что в Липецке «за считанные часы выпала треть месячной нормы осадков. На нескольких улицах вода поднялась на полтора метра. Глохли автобусы, легковушки, некоторые автомобили затопило по крышу».
В 2022-м СМИ писали, что «многие дороги Липецка просто ушли под воду. На Полиграфической из-за потока воды с рельсов сошёл трамвай, заблокировав путь остальному транспорту. Ливневая канализация не справлялась».
Обеспечены наполовину
По словам заместителя председателя департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации Липецка Павла Стежина, в настоящее время обеспеченность города сетью ливневой канализации составляет ориентировочно 45–50%. Это всё досталось сегодняшней мэрии от советской власти.
— Почему в Липецке не на 100% развита сеть ливневой канализации? На этот вопрос трудно ответить односложно, — попытался проанализировать ситуацию Владилен Соломин, который в 1970–1990-е работал заведующим отделом строительства горкома КПСС, а позже заместителем председателя горисполкома и курировал всё, что было связано с городской инфраструктурой. — Про ливневую канализацию не забывали, конечно, но было много причин, по которым её строительство сдерживалось. Например, из-за сложного рельефа Липецка ливнёвку не везде можно было построить. В других местах тот же рельеф помогал обходиться и без неё. — Всегда не хватало денег, — говорит почётный архитектор России, почётный председатель правления Липецкой организации Союза архитекторов России Сергей Сошников, который в разное время был главным архитектором Липецка и области.
— Всегда на чём-то приходилось экономить, и экономили на ливневой канализации. Обычно было так: пройдёт сильный ливень, вспомнят про ливнёвку, поговорят и забудут до следующего ливня. К тому же руководство города всегда придавало большее значение тому, что лежит на поверхности и бросается в глаза, а не тому, что находится под землёй.
Первая липецкая ливнёвка
Первую липецкую ливнёвку, как рассказывает краевед Александр Клоков, построили в 1872 году. Это не что иное, как отводной канал, который берёт своё начало от Комсомольского пруда. Если не принимать во внимание то, что эту ливнёвку проложили не под землёй, канал, как и любая другая ливневая канализация, «занимается» отведением дождевых и вешних вод.
— Отводной канал, — говорит Клоков, — построили для того, чтобы избавить от подтопления Липецкий курорт. Для курорта это была очень серьёзная проблема. Во время ливней и когда сходил снег, вода со всего города по оврагам, которые выполняли тогда функцию ливнёвок, стекала в Каменный Лог, а оттуда по Липовке на территорию курорта, и там начинался потоп. О том, что воду из Каменного Лога нужно отвести от курорта, заговорили ещё в 1820-е, но средства на строительство канала нашли только к 1870-м.
Есть миллионы, а нужны миллиарды
Мало того что ливнёвок в Липецке недостаточно, они ещё и изношены на 60% и требуют модернизации. В мэрии разработали «Схему водоснабжения и водоотведения города Липецка на период до 2035 года», которая предусматривает капитальный ремонт и строительство ливневой канализации. Всё это обойдётся в 2,4 млрд рублей.
Но пока деньги под этот проект не выделяли. Как говорит Павел Стежин, на ближайшие три года средства на модернизацию ливнёвки в городском бюджете тоже не предусмотрены. Но это, конечно, не значит, что ливнёвкой никто не занимается.
В этом году на её содержание выделили почти 11 млн рублей. На эти средства очистили 144 дождеприёмных и смотровых колодца, отремонтировали 30 смотровых колодцев, заменили решётки, стеновые кольца и плиты на 49 дождеприёмных колодцах.
В 2024 году на ливнёвку запланированы 11,4 млн рублей. К тому же в следующем году по соглашению между правительством Липецкой области и Министерством строительства РФ Липецку выделят деньги на строительство дороги в микрорайоне, ограниченном улицами Музыки–Трунова. Этот проект предусматривает строительство сети ливневой канализации с очистными сооружениями.
По словам вице-мэра Николая Дергунова, в 2024 году Липецк навсегда избавится от огромной лужи, которая образуется во время сильных дождей на перекрёстке Папина–Доватора.
Потерянные ливнёвки
По данным управления главного смотрителя, на балансе у него 272,64 км сетей ливневой канализации. Но, как точно заметил начальник управления благоустройства Липецка Дмитрий Пушилин, протяжённость ливнёвки каждый год увеличивается. Причём увеличивается она не только за счёт строительства в рамках нацпроекта «БКД» новых мощностей, но и за счёт возвращения в строй бесхозных сетей, которые когда-то просто закатали асфальтом и забыли. Депутат горсовета по округу № 17 Александр Кофанов года два назад рассказывал историю, которая произошла в одном из дворов по улице 50 лет НЛМК (его организация ремонтировала эту дорогу). Там люди больше 10 лет жаловались на то, что подтапливает их двор, и требовали как-то решить эту проблему. Решили её очень просто — оказалось, там была ливневая канализация, только когда во дворе клали новый асфальт, кто-то заасфальтировал и водоприёмники.
— Часть средств, предусмотренных на содержание ливнёвки, — подтверждает Николай Дергунов, — расходуется на то, чтобы отыскать колодцы, которые находятся под асфальтом, и восстановить их работоспособность. Сложность в том, что в 1990-е и нулевые годы что-то делалось, но сегодня трудно найти документы, указывающие, где и что делалось. Мы просматриваем архивы, у нас ещё есть работники, которые помнят то время и могут указать место, где, скорее всего, есть ливнёвка. Мы сформировали список этих мест и планируем ввести в строй все бесхозные ливнёвки города.
В 2023 году, например, в Липецке провели работы по технической инвентаризации и паспортизации бесхозной сети дождевой канализации на участке от дома № 15 до дома № 61 по улице Неделина, на участке в районе реки Липовки и пересечения улиц Неделина–Фрунзе. Поставили также на баланс управления главного смотрителя сети ливневой канализации по улице Ильича.
По данным ОНФ, которые опубликованы в «Российской газете», в Липецке около 150 км бесхозных ливнёвок.
Отводной канал тоже не справился
Как бы это ни было печально, но ни 2,4 млрд, ни даже 24 млрд рублей не избавят Липецк на 100% от проблем с подтоплением во время ливней. В принципе, та ливнёвка, которая у нас есть, справляется со своими повседневными задачами, если, конечно, она не забита мусором и на улице идёт затяжной моросящий дождь, а не тропический ливень.
Противостоять ливню не мог даже отводной канал, несмотря на то что его пропускная способность в разы больше, чем у канализационной трубы.
— Я помню, — рассказывает краевед Михаил Корольков, — как по Петровскому спуску, ещё когда он был замощён булыжником, вода шла рекой, впадала в отводной канал, канал буквально захлёбывался от воды — она переливалась через край, затапливала площадь Революции и текла туда, где сейчас стоит памятник Петру I, и дальше до налоговой инспекции. И народ ходил по колено в воде. В газетах тогда много было таких фотографий.
Ливень против ливнёвок
Во время сильных дождей ливнёвка подводит не только жителей Липецка, но и жителей всех городов мира. Об этом можно судить по сообщениям, которые минувшим летом обошли все российские издания. В Сочи из-за того, что ливневая канализация не могла противостоять страшным ливням, даже вводили чрезвычайное положение. Там, как пишут федеральные СМИ, пострадали дороги, жилые дома и электроподстанции. Люди не могли выйти из автобусов и автомобилей, дожидаясь, пока схлынет потоп, а одну женщину раздавило машиной, снесённой потоком.
В те же дни в Краснодаре из-за проблем с ливневой канализацией останавливалось движение трамваев и троллейбусов. Все СМИ писали тогда, что сильные ливни топили улицы Нижнего Новгорода, Чебоксар, Казани, Липецка и Уссурийска.
Русские туристы, которых повозили по Европе на автобусе, много пишут о том, как хорошо работает там ливневая канализация. Особенно хвалят швейцарский Цюрих и немецкий Бремен.
«Глупо отрицать тот факт, что Бремен и Цюрих, — пишет блогер Александр Мостовой, — весьма успешно решают многие извечные проблемы любого города, в том числе и вопросы, связанные с ливнёвкой». Под этими дифирамбами выкладывают фотографии, на которых видно, что после дождя на уютных улочках Бремена и Цюриха ни одной лужи, только мокрые асфальт и тротуарная плитка. Но когда в 2021 году Европу накрыл циклон «Берндс», в газетах замелькали заголовки типа: «Европа уходит под воду». Между прочим, в этих публикациях упоминается и Цюрих, где ливневые дожди вызвали наводнение и разрушения.
— Когда показывают, как машины плывут по улицам и люди по пояс в воде ходят, это из ряда вон выходящая ситуация. На такие катаклизмы ливнёвки ни в одном городе мира не рассчитаны, — говорит председатель Общественной палаты Липецка Фёдор Жигаров, который, будучи депутатом горсовета, занимался вопросами ЖКХ, в том числе и ливнёвкой.
Японское чудо
Правда, архитектор и международный эксперт по развитию городов и агломераций Илья Заливухин рассказывал как-то телеканалу «360», что идеальную ливневую канализацию построили в Токио. По его словам, она занимает пять подземных вертикальных залов, соединённых туннелями общей длиной 6,3 км и диаметром 10,6 м. В залах расположены 50 гидронасосов по 14 тысяч лошадиных сил каждый, что позволяет перегонять 200 тонн воды в секунду. Японской казне это сооружение обошлось в 2 млрд долларов. Это примерно столько же, сколько, по оценкам экспертов Минстроя, потребуется на модернизацию ливневой канализации во всех крупных российских городах.
Построили это японское чудо в 2006 году, а вот что информационное агентство Associated Press писало в сентябре 2015-го, когда на Японию обрушились ливни тропического шторма «Этау»: «Ночью Токио залило водой. Движение скоростных поездов было частично приостановлено, а грязные бушующие реки затопили некоторые кварталы и улицы. Агентство по борьбе с пожарами и стихийными бедствиями сообщило, что 15 человек получили ранения, двое — серьёзные».
Вопрос федерального значения
В России в большинстве городов ливневая канализация изношена на 60–90%. Поэтому в правительстве планируют модернизировать ливнёвку по всей стране. На её капремонт только в крупных городах понадобится, по разным оценкам, от 250 до 500 млрд рублей. На такие ливнёвки, какую построили в Токио, в России замахиваться не будут — это потребует слишком много средств, да и толку от таких вложений, как оказалось, немного.
В этом году Минстроем совместно с организациями водопроводно-канализационного хозяйства разработан проект плана мероприятий модернизации ливневой канализации. Планом предусмотрено обследование существующих ливневых систем водоотведения, определение объёма поверхностных сточных вод, планируемых к приёму в ливнёвки, выявление подтопляемых проблемных точек, передача ливнёвок на обслуживание специализированным организациям. По результатам обследования планируется определить потребность в строительстве, реконструкции или модернизации ливневых систем водоотведения, позже эти расчёты включат в региональные программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
Текст: Виктор Унрау
Фото из архива «Первого номера»