Возвращение Константина Малахова

В московской «Галерее на Чистых прудах» состоялась посмертная выставка работ липецкого художника

Чудаковатый добряк с бородой. «Здравствуйте! Я Костя Малахов», — так, улыбаясь, начинал знакомство наш художник-земляк. Его любили, ценили, им восхищались и, наоборот, не понимали, посмеивались, критиковали. В поисках признания в 2000 году Малахов уехал в Москву. Он навсегда остался нашим, липецким, художником.

Человек искусства

Семь лет назад Константина Малахова не стало. 2 июня этого года ему исполнилось бы 60. По случаю юбилея его вдова Раиса Дупик, сын Арсений и друзья-сподвижники выпустили о художнике альбом-каталог «Пейзаж лица», открыли выставку работ и сняли документально-художественный фильм «ЧЖКМ» (6+).

Куратор и организатор мероприятий Артём Киракосов, известный художник-реставратор, педагог, репортёр, фотограф, поэт и писатель, вовлёк в процесс создания творческого мемориала о Косте и многих липчан. Сегодня те, кто его знал, вспоминают о нём с тёплой улыбкой и ностальгией по тем временам, когда художественное искусство обретало по-революционному новые, авангардные формы.


— Очень хорошо помню Костю Малахова и восхищаюсь им. Это был реальный, живой человек искусства, — рассказала член Союза художников России, преподаватель детской художественной школы № 1 имени Сорокина Нели Бурлей. — На нас, молодых художников, студентов липецкого худграфа начала девяностых, он и Сергей Бугровский оказали огромное влияние. Два друга-художника открыли нам мир современного искусства, стали ярким явлением в художественной жизни Липецка.

Инородный художник

Константин Юрьевич Малахов родился в 1963 году в селе Дмитриевка Тамбовской области. Жил с бабушкой. В четыре года родители забрали сына в Липецк. На всю жизнь в его детскую память врезались дымящиеся трубы на горизонте, серые многоэтажки и огромные фигуры рабочих, выходящих из проходной завода.

Родители Кости к рисованию никакого отношения не имели. Первые уроки живописи мальчик получил от своего дяди Ивана, художника-мариниста. Старожилы дома 7/2 на улице Семашко до сих пор помнят своего знаменитого соседа.

Девять классов средней школы № 19, ПТУ, учёба на сварщика, служба в армии, демобилизация… Казалось бы, классическая биография советского гражданина. Как бы не так! Вернувшись из армии, первым делом Малахов забросил сварочное дело и забрал документы из училища.

«Свой жизненный путь и профессию художника я осознал тогда, когда понял, что никакая другая профессия лично для меня неинтересна. И вообще, художник начинается тогда, когда «заканчивается» обыкновенный человек. Сколько себя помню, я всегда был «чуть-чуть не в строю». Есть художники «народные», а есть «инородные», себя я отношу к последним», — признавался Константин Малахов.

Учись учиться

Он не учился художественному делу в специальных вузах, был самоучкой. Но в его жизни было много известных липецких учителей-художников. Среди них — знаменитые Василий Шевченко и Виктор Сорокин. Художник, скульптор, автор многих авангардных работ в Липецке Евгений Вольфсон стал не только главным учителем, но и настоящим, верным другом. Он и скульптор Юрий Гришко, со слов Малахова, открыли ему глаза на сам процесс и понимание скульптуры как жанра. Вольфсон в свою очередь познакомил его с московским скульптором Лазарем Гадаевым.

В начале 1990-х Костя брал уроки частного рисования у Нины Жилинской. В 1995-м и 2000-м ездил на стажировку в Париж. В Ленинграде часто бывал в мастерской у скульптора и художника Константина Симуна. Илларион Голицын, Макс Бирштейн, Наталья Нестерова и другие талантливые мастера помогли понять, каким должно быть произведение искусства.

Виктор Сорокин защищал Костю от нападок недоброжелателей и всем завещал беречь его.

Между социумом и средой

В 18 лет Костя Малахов осознал себя как художник и сделал первые творческие работы в карандаше и маслом. С тех пор, по словам друзей, он не выпускал из рук карандаш, кисть, мастихин, ручку и другие рисующие элементы.

  

— Костик поразил меня с первого дня нашего знакомства. Вместе мы ходили на этюды. У него было ни на что и ни на кого не похожее творчество. Он мог рисовать чем угодно. Писал и красками, и землёй, и травой. Мог картиной повозить по чернозёму, что-то намазать и размазать, чтобы прилипли листья, трава, частицы грунта. Всё это необычно входило в художественную ткань изображения. Получался шедевр, — вспоминает историю совместной работы на пленэре скульптор Андрей Сулин.

Малахов считал, что настоящий живописец должен быть мостиком между социумом и средой. При этом создавал абстрактные картины, часто без названия и сюжета. Через всё его творчество проходят пять ключевых тем. Это лодки, челны, рыбацкие баркасы, за что его прозвали «лодочником». Потом рыбы, за что называли «рыбарём». Конечно, трубы завода — за это величали «трубачом». За соборы — окликали «падре». А также портреты, за что он имел заказы «портретиста».

Он несколько раз безуспешно пытался вступить в Союз художников в родном городе. Сам себя считал художником-маргиналом, а липецкие журналисты язвительно наделили стиль его работ термином «арт-малаховщина».

Король эпатажа

В лихие девяностые липчанам было не до искусства. Выжить бы! Но всё же в этой безнадёге с безработицей, безденежьем, дефицитом и криминальными разборками люди жаждали зрелищ. И вот тут-то на импровизированные сцены липецких улиц выходил он, неподражаемый король эпатажа, — художник Константин Малахов.

— Костя был большим выдумщиком. Как-то летом на площади Революции, недалеко от кафе «Сказка», он устроил премьерный показ своей скульптурной композиции. Конструкция состояла из старой ванны, заполненной розовой водой, двух гипсовых голов и пяти оцинкованных вёдер, скреплённых верёвкой. Вокруг всего этого «безобразия» он важно ходил с сигаретой за ухом и играл на флейте. Для особо непонятливых надпись на ватмане гласила: Инсталляция «Дорогой к Нерону», — вспоминает, улыбаясь, давний знакомый художника, фотограф Владимир Кулик.

Муза художника

В 1996 году в жизни Костика произошла судьбоносная встреча в троллейбусе. Не иначе за все жизненные неудачи она была послана ему из рая… И звали её Рая, Раиса Дупик. Получив медицинское образование, молодой фармацевт приехала в наш город в поисках работы.

— Костя подал мне руку и помог выйти из троллейбуса. Мы познакомились. Он сразу же пригласил меня на свою выставку в небольшой магазинчик в центре города, где висело несколько его работ. Картины мне сразу очень понравились, — рассказывает историю знакомства вдова художника.

Она стала его музой и ангелом-хранителем, женой и матерью их сына, соратницей и верной спутницей в горе и радости. Семейная лодка со свободным художником и воспитанной в советских традициях Раей не разбилась о быт, вопреки прогнозам. Наоборот, Косте Малахову с этих пор стало особенно везти в творчестве.

«Я просыпаюсь и знаю, что у меня есть обе-две руки и обе-две ноги, что на мольберте стоит незаконченный холст, а если ещё ты где-то возишься и слышен запах свежего кофе, что варится, я просто чувствую себя счастливейшим», — писал Костя супруге.

Признание в Париже

Поездки в Македонию, контакты с художниками из разных стран расширили творческие горизонты Малахова. Знакомство с известной диссиденткой, поэтессой, коллекционером, парижанкой Аидой Хмелёвой стало поворотным моментом на пути к его признанию.

— В 2000 году по приглашению Аиды мы посетили Париж. Вместе пешком исходили полгорода, прошли по всем известным музеям и галереям, просто гуляли по ночным улицам. Костя прожил там несколько месяцев. По возвращении он переосмыслил свои подходы к творчеству и начал пробовать другие техники, — вспоминает Раиса Дупик. — А осенью 2000-го мы переехали в Москву. Навсегда.

9 июля 2016 года Константина Малахова не стало. В последнее время он тяжело болел и уже не мог рисовать.

Фото с подсолнухом

В семейном архиве хранится множество фотографий Константина. Но есть среди них одна, пронзительно-подсолнуховая, без названия, фоторепортёра Юрия Ардашева. Выбирая главную фотографию для альбома о Косте, семья и организаторы выставки, не сомневаясь, взяли её. Назвали «Два солнца — Человек-подсолнух». Именно она, на их взгляд, отражала всю широту души Кости.

Потом, конечно, все захотели узнать побольше об авторе фотографии Юрии Ардашеве. Но информация об Ардашеве в интернете отсутствовала. На призыв о помощи в поиске сведений откликнулась Кристина Реука (Воробьёва) из Москвы. Она была фотомоделью Ардашева.

Издавая альбом-каталог о творчестве Кости Малахова, московские редакторы нашли в нём место для фоторабот и краткой биографии Юрия Александровича Ардашева. Только, к сожалению, место захоронения фотографа так и не удалось узнать. Может, читатели помогут?

На Чистых прудах

В «Галерее на Чистых прудах» была широко представлена первая посмертная полномасштабная выставка Малахова. На ней экспонировались 90 работ. Знаменитые лодки, рыбы, трубы, соборы, портреты и другие шедевры ждали гостей на двух этажах. Картины «Завод», «Завод на закате», «Завод спит. Ночной пейзаж», «Завод. Полночь», «Металлург. Портрет Александра Васильева» передали привет липчанам от НЛМК 1990-х. Трубы на картинах знакомо дымили, металлурги были сильными и красивыми. Как и сейчас.

Выставка прошла с большим успехом — почти все полотна Кости были раскуплены. На закрытии экспозиции вдова художника подарила часть его работ Липецкому объединённому музейно-выставочному центру. Костя Малахов в своих картинах возвращается домой. Липецк, встречай!

Текст: Людмила Дьяченкова
Фото: Артём Киракосов и из архива Раисы Дупик