Есть идея – получай грант

121 липецкому фермеру предоставили «Агростартап»

На прошлой неделе областное управление сельского хозяйства провело для липецких журналистов пресс-тур по фермерским хозяйствам, которые получили грант «Агростартап». Журналистам показали, во что фермеры вложат деньги и чем нас, горожан, будут кормить завтра.

Малиновый рай

Илья Гришин получил грант в 3 млн рублей на развитие ягодной плантации. На эти деньги он планирует купить трактор и саженцы малины.

Илья Гришин получил 3 млн рублей на развитие ягодной плантации. На эти деньги он купит трактор и саженцы малины. По словам фермера, ягодный бизнес — один из самых прибыльных

Сельхозугодия Гришина находятся за околицей деревни Архангельские Борки в Липецком районе. Село небольшое, всего 130 человек. Жилья почти не видать: едешь, как по лесу, и где-нибудь в кустах то тут, то там видишь деревенские домики, иногда недорогие двухэтажные коттеджи. В общем, видно, что место экономически неразвитое — непочатый край работы для таких энтузиастов, как получатели «Агростартапа».

Илья везёт нас на самое высокое место на краю деревни. Отсюда хорошо видно весь его малинник — это полоса площадью три гектара, она тянется снизу вверх по склону противоположного холма. Сейчас там растёт 15 тысяч корней малины и тысяча — ежевики. Осенью Гришин планирует посадить ещё 20 тысяч корней.

Илья долго перечисляет сорта малины, которые растут на его участке. Сортовой состав ягодника ещё не сформировался. Он продолжает экспериментировать — какие сорта будут давать самые большие урожаи, те и получат постоянную прописку на его плантации. Ясно Гришину пока одно — надо делать ставку на ремонтантную малину. Она отличается от обычной тем, что даёт в нашем климате не один урожай в год, а два. Это та самая малина, которая плодоносит до поздней осени. Не случайно один из сортов, выведенный отечественными селекционерами, называется «Бабье лето». Денис Туранский, который живёт в Чаплыгинском районе и тоже делает бизнес на малине, рассказывает, что осенью во время обрезки кустов, когда уже лежит снег, на его малине висит красная ягода.

— Я тоже прихожу к выводу, — говорит Гришин, — что в нашей полосе выгоднее выращивать ремонтантную ягоду. Сейчас думаю, что буду заниматься сортами «Атлант» и «Геракл». Это наши отечественные сорта, оба выведены брянскими селекционерами и хорошо подходят для нашей полосы.

Выгодный бизнес

Как утверждают теоретики ягодного бизнеса, делать деньги на выращивании малины очень выгодно. Глядя на несколько кустов, посаженных под забором на даче, трудно поверить, что в зависимости от сорта малина даёт как минимум 1–2 тонны ягоды с гектара. В Крыму, где промышленным производством малины занимаются в нескольких районах, в одном хозяйстве с гектара собрали в прошлом году по 2,8 тонны.

При этом теоретически рентабельность малинников составляет 60%. Попросту говоря, вкладываешь 1 000 рублей, и они приносят тебе 600 рублей чистой прибыли. Правда, с учётом всех тех неблагоприятных обстоятельств, с которыми сталкивается вообще любое сельскохозяйственное производство, принято считать, что рентабельность выращивания малины держится на уровне 30–40%. Для сравнения, рентабельность в обрабатывающих производствах не поднимается выше 11–12%, а, например, в гостиничном бизнесе и в сфере общественного питания может составлять всего 5,5% и даже 3%.

Выращивание ягоды — это ещё не всё, чем планирует заниматься Гришин в Архангельских Борках. В будущем он намерен освоить заморозку и сублимацию ягоды. Сублимация — это когда ягоду обезвоживают в вакууме. Она после этого сохраняет форму, цвет, вкус и аромат и по ощущению чем-то похожа на кукурузные палочки. Но стоит ей оказаться в сыром месте, она снова превращается в ягоду, которую если не только что, то несколько часов назад сняли с куста. Ну и, конечно, Гришин планирует варить малиновое варенье из ягоды, которая не имеет товарный вид. Всё это должно увеличить доходность бизнеса.

 

Из офиса в поле

Сразу бросается в глаза, что Илья — человек не деревенский и хорошо образованный. Он коренной липчанин, а на земле начал работать пять лет назад. До этого получил образование финансиста, работал в липецких брокерских компаниях и в банках.

— У нас есть небольшой участок земли, — рассказывает он, — и пять лет назад мне супруга сказала: «Давай посадим на нём яблони и ещё какие-нибудь плодовые деревья. Не будем за ними особо ухаживать — воткнём, а там что получится». Но просто воткнуть и забыть не получилось. Я начал за ними ухаживать, меня это очень сильно увлекло, и это увлечение, хобби, можно сказать, постепенно переросло в бизнес. Сначала я загорелся желанием зарабатывать на черешне, но понял, что это очень долгоиграющая конфетка, вложения быстро не отобьёшь, и много рисков, поэтому для начала лучше заняться малиной. Это очень рентабельный бизнес, и с ней меньше проблем, чем с черешней. Правда, и от черешни я не отказался — со временем займусь и ей.

Надёжный человек

Едем с горы на ягодник. Вчера здесь прошёл страшный ливень. На дороге, которая спускается сверху вниз, а потом снова поднимается наверх, распутица. Машину водит и крутит по грязи, местами водитель выруливает на обочину, и мы едем по траве. Вот такое место работы выбрал себе бывший брокер и банкир Илья Гришин, который мог бы топтать в городе тротуарную плитку, попивать кофе в уличном кафе и прокручивать в голове котировки и банковские ставки. Наверху проезжаем мимо нескольких участков, засаженных клубникой и фруктовыми деревьями. Это владения других фермеров.

У Гришина уже растут 15 000 кустов малины и 1 000 ежевики. Осенью посадит ещё 20 000 кустов

На участке Гришина — ровные ряды здоровых тёмно-зелёных кустов малины и ежевики, усыпанных ягодой. Малину уже собирают, а ежевика только начала созревать. Между рядами чистый чернозём, обработанный фрезой. В общем, сразу видно, что Илья — хороший хозяин. Для тех, кто решает, выдавать человеку грант или вежливо отказать, это, наверное, очень важно. Ведь деньги фермерам дают безвозвратно, просто, можно сказать, дарят, и, как говорит начальник областного управления сельского хозяйства Алексей Телков, несмотря на жёсткий контроль со стороны компетентных органов, есть случаи, когда люди деньги берут, но не доводят свои проекты до финала, то есть выбрасывают их на ветер.

Много званых — мало избранных

Грант «Агростартап» — проект федеральный. Его запустили в 2019 году. В 2023 году липецким фермерам и ипэшникам под него из федерального и областного бюджетов выделили 73,2 млн рублей. Заявки на участие в конкурсе подавали 85 человек, к конкурсу допустили 75, а получил грант всего 21 соискатель. Если считать с 2019 года, гранты «Агростартап» получил 121 липецкий фермер. Хотя грант брали преимущественно под развитие мясного скотоводства, многие воспользовались им для того, чтобы развивать производство сыров, овощей, ягоды и мёда.

Осетровая ферма на старой турбазе

Из Архангельских Борок едем в Грязинский район на турбазу «Зелёная роща». Она находится на краю дендрологического парка, заложенного в XIX веке Петром Петровичем Семёновым-Тян-Шанским, — рядом, в селе Петровка, было имение его матери. База эта стоит на берегу Матыры. Когда-то она принадлежала Грязинскому культиваторному заводу, а сейчас ей владеют супруги Евгений и Яна Перепёлкины. Оба они, как говорит Перепёлкин, дети из рабочих кварталов, которые по кубику собрали капитал, и теперь Евгений владеет агентством недвижимости «Гранд Грязи», а на Яну оформлена турбаза.

На грант «Агростартап» они уже строят пруд, где собираются разводить осетров. Вообще-то пруд здесь когда-то был. Но однажды весной на Матыре двинулся лёд и пошёл почему-то не по руслу реки, а вышел на берег и, как в древности ледник, срезал, переломал на куски и перемешал с землёй деревья, которые росли по берегу, всю эту кашу столкнул в пруд. С тех пор тут было болото.

— Да, — говорит Перепёлкин, — был тут рассадник комаров. Сейчас строим новый пруд. Он будет 20 метров шириной и 200 длиной. Две дамбы разделят его на три бассейна. В первом будет сидеть малёк, во втором — подращённый осётр, а в третьем — взрослый. Первый бассейн накроем, чтобы в нём зимой было тепло. Если будет холодно, малёк впадёт в анабиоз и не будет расти. Планируем запустить стограммового малька. У нас есть кураторы, хорошие специалисты, они говорят, что при таком весе меньше будет падёж. На проектную мощность должны выйти через семь лет, но торговать рыбой начнём уже в следующем году.

— В следующем году, — уточняет Яна Перепёлкина, — рыбаки смогут ловить подращённого осетра. Поймали, взвесили, заплатили, увезли. Такая будет схема.

Пока на месте будущего пруда работает экскаватор — осталось построить одну дамбу между бассейнами. Потом ложе пруда выстелют геотекстилем и уже в сентябре запустят мальков.

Приятное впечатление

Евгений и Яна Перепёлкины на деньги гранта будут разводить осетров

Алексей Телков, который был в пресс-туре вместе с журналистами, остался очень доволен людьми, которых поддержало государство.

«Места, где ребята реализуют свои проекты, — написал он в своём чате в Telegram-канале, — очень живописные. Проекты интересные! Видно, они люди увлечённые, часами могут рассказывать о любимом деле и думают, в каком направлении развиваться дальше. Очень приятно, что такие люди приходят в сельское хозяйство! Молодые и целеустремлённые».

Ещё один грант

Перепёлкины планируют получить ещё и грант «Агротуризм», чтобы обновить инфраструктуру своей турбазы. Сейчас в «Зелёной роще» десять деревянных домиков, построенных ещё в советскую эпоху. В каждом домике по четыре койко-места. Все удобства на улице. Тем не менее посетителей здесь бывает очень много. Главным образом, конечно, из-за Матыры, которая в этом месте тихая, тёмная, как омут, и очень чистая. В общем, здесь мир диаметрально противоположен городскому.

— Я скажу, что в субботу и воскресенье здесь нет ни одного свободного места, — рассказывает управляющая базой и, как сама она говорит, правая рука Яны Перепёлкиной Анна Иншакова. — Домиков не хватает. Мы в эти дни стараемся расширить для посетителей мангальную зону, чтобы разместить всех желающих.

Люди приезжают и просят: «Ради бога, пустите!» Едут к нам из Москвы, из Воронежа, из Мурманска даже приезжают уже третье лето подряд, из Самары бывают гости. В общем, отовсюду. А жилья всем не хватает. Вот, собственно говоря, под строительство жилья Перепёлкины и хотят получить туристический грант. Максимально это 10 млн рублей.

— Мы планируем поставить пять новых щитовых домиков, — говорит Евгений Перепёлкин. — Это будут относительно большие домики, на 32–34 квадратных метра: две спальни, кухня-гостиная и совмещённый санузел. Они будут отапливаться, и тогда мы сможем принимать гостей не только летом, но и зимой.

Для любителей ирреального и рыбаков

Уже в следующем году на турбазе «Зелёная роща» появится большой пруд, где отдыхающие смогут порыбачить

В этом году грант «Агротуризм» получили три липецких фермера. На все три проекта из бюджета выделили 27,5 млн рублей. То есть без малого каждому досталось по 10 млн.

Один проект называется «Живое село». Его реализуют в Преображеновке, в Добровском районе. Там озаботились сохранением и развитием народных традиций, возрождением народных промыслов и освоением экологического сельскохозяйственного производства. В Грязинском районе хотят привлечь туристов на пруды местного фермера Сергея Кукушкина. В его хозяйстве «Остров» разводят карпов и осетров, и там есть где посидеть с удочкой и испытать настоящее рыбацкое счастье. Третий проект действует в Становлянском районе. Там на ранчо Дарьи Букаревой «Вестерн» занимаются молочным козоводством — делают из козьего молока в основном сыры. Кроме конного двора, контактного зоопарка и трёхэтажного спа-отеля «Сад растущих камней» с банкетным залом на 65 человек здесь скоро появится «Музей ангелов» — такие музеи сегодня в тренде и открываются по всей России, особенно в городах и старинных русских сёлах, тесно связанных с историей православия.

На 2024 год Липецкая область подала две заявки от претендентов на получение гранта «Агротуризм». Они, сообщается на сайте областного управления сельского хозяйства, уже прошли очную защиту проектов в Минсельхозе. В числе претендентов на грант и турбаза «Зелёная роща». Получат Перепёлкины средства или нет, будет известно в сентябре этого года.

Текст: Виктор Унрау

Фото: Сергей Паршин