131 год назад в Липецке загорелась первая лампочка
Электричество, конечно, не самый очевидный признак урбанизации. Лампочки и электроприборы есть сегодня в любой деревне. Но это благо цивилизации пришло сначала в Липецк, а потом в сельскую местность. Последние деревни в Липецкой области электрифицировали только в 1970-е.
Электричество по цене говяжьей вырезки
Что такое электрический свет, липчане узнали в 1892 году, когда в Нижнем парке появилось уличное освещение. То, что до города дошло наконец-то достижение цивилизации, липчане, по крайней мере небогатые, сразу почувствовали на своих кошельках. Как пишет краевед Александр Клоков, входной билет в парк подорожал на 10 копеек и вечером, когда между аллеями включали фонари, стоил четверть рубля. Тогда за эти деньги можно было купить фунт (409,5 грамма) премиального стейка говядины — деликатес, который сегодня стоит от 700 до 900 рублей за килограмм.
Для освещения улиц
Вообще, в то время ещё никто не думал о домашнем комфорте горожан. Все проекты были нацелены на освещение улиц или на улучшение сервиса. Первая электростанция, построенная на территории курорта, предназначалась всего лишь для оборудования электрическими звонками жилого корпуса. Поэтому и первый городской проект электрификации, предложенный в 1898 году дворянином Михаилом Павловичем Чепурновым, предполагал обустройство города уличными фонарями и ничего больше. Но отцы города отказались от услуг Чепурнова, и липчане ещё 14 лет ждали, когда редкие электрические фонари появятся на городских улицах. Пишут, что градоначальники надеялись на руководство курорта, которое обещало электрифицировать Липецк своими силами.
Правда, учитель Костромского городского училища Александр Семёнович Толстов, который написал очерк «Лето на Липецком курорте», рассказывает, что такое предложение от Казённого управления минеральных вод поступило не ранее 1901 года.
Очередной проект, предусматривавший электрификацию Липецка, появился в 1899-м. Он предполагал строительство электростанции на 140 ламп и 15 уличных фонарей, установленных на опорах высотой примерно 10 метров. Но этот проект не реализовали.
Только в 1912 году в Липецке недалеко от памятника Петру I на Петровском спуске построили достаточно мощную электростанцию, которая снабжала город электроэнергией до 1934 года. Мощность её составляла 165 кВт, и она, в отличие от других проектов, обеспечивала электричеством в основном жилые и казённые помещения и уже потом — улицы.
Своими силами
Не дожидаясь всеобщей электрификации, липецкий провизор Виктор Константинович Вяжлинский в 1911 году установил динамо-машину компании «Сименс и Гальске» мощностью 2 кВт в своём модерновом доме, известном сегодня как Дом Мастера. Эта «электростанция» кроме дома самого аптекаря снабжала электроэнергией несколько жилых зданий по улицам Дворянской и Лебедянской, в том числе земскую управу.
Правила для абонентов
Трудно сказать, был ли какой-то регламент пользования электроэнергией в дореволюционном Липецке, но большевики сразу разложили всё по полочкам. 21 августа 1920 года Липецкий укоммунотдел, как тогда назывался департамент ЖКХ, принял специальное постановление, в котором разъяснил, кто, как и когда может пользоваться электроэнергией липецкой электростанции.
Из этого постановления можно понять, что электрическое освещение подавалось в квартиры граждан и некоторые учреждения. В списке на первом месте стоят организации «боевого значения»: военкомат, батальон ВОХРА, уисполком, милиция и укомпарта (уездный комитет партии). В список внесли также медучреждения и детские дома. «Остальным учреждениям, — говорится в документе, — пользоваться энергией воспрещается».
Социальный статус граждан, которые могли использовать электричество, в постановлении не указан. Судя по всему, благодаря завоеваниям революции лампочку Ильича мог иметь каждый горожанин, если у него были лишние 100 рублей, чтобы заплатить за электроэнергию. Можно предположить, что такие деньги водились не у всех. Средняя заработная плата на промышленных предприятиях составляла тогда 46,4 рубля в месяц. Кто точно мог иметь домашнюю лампочку, так это инженеры и директора заводов. Одни получали по 200, другие по 309,5 рубля в месяц. Причём такие богатые директора встречались только среди беспартийных — для членов партии существовал партмаксимум, в связи с чем они не могли получать больше 175 рублей.
Не у всех абонентов электростанции были часы, поэтому по всему городу в 12 часов ночи подавался специальный сигнал, предупреждавший, что пора гасить свет, а в постановлении укоммунотдела № 7799 говорилось, что «после сигнала к тушению граждане могут пользоваться светом не дольше 10 минут».
За строгим выполнением всех этих правил следили агенты домкомов и кварткомов. Тот, кто не выполнял требования укоммунотдела, подвергался ответственности и исключался из числа абонентов электростанции.
Каждому селу по электростанции
Первая липецкая электростанция, часто простаивая из-за нехватки керосина, проработала до 1934 года, когда в Липецке построили ТЭЦ мощностью 24 МВт. Самая мощная на сегодняшний день электростанция в городе — ТЭЦ-2. Она вырабатывает 135 МВт электроэнергии. В Липецкой области работают 157 электростанций общей мощностью 1248,7 МВт.
Кроме крупных электростанций, в регионе в разное время, как сообщают энциклопедии, работали 107 дизельных электростанций и 27 малых ГЭС, которые строили, например, на Дону, Олыме и Красивой Мече. Они, кроме Кураповской, появились уже после Великой Отечественной войны.
Хотя Кураповская ГЭС находилась в 73 км от Липецка, город имел к ней самое прямое отношение. ГЭС строил местный кооператив, но кооператоры смогли собрать только 700 рублей. Чтобы кураповцы завершили строительство, рассказывает лебедянский краевед Николай Волынчиков, Липецкий исполком собрал среди липчан и передал гидростроителям 5 500 рублей деньгами и 37 327 рублей имуществом. Построили Кураповскую ГЭС в 1925 году, а закрыли в 1953-м, как раз тогда, когда вступили в строй почти все остальные 26 липецких ГЭС.
Из тех электростанций, что построили в 1950-е, самой известной считается Сергиевская ГЭС имени Иосифа Виссарионовича Сталина. Это была вторая по мощности в СССР сельская гидроэлектростанция. Она обеспечивала электроэнергией 50 колхозов, два совхоза, две машинно-тракторные станции и жителей села Красное, которое уже тогда было районным центром.
Рассказывают, что во время строительства Сергиевской ГЭС недоставало энергооборудования, и директор Орловской областной строительно-монтажной конторы «Главсельэлектро» Николай Васильевич Марков, помыкавшись по инстанциям, отправил телеграмму Сталину — так, мол, и так, строим ГЭС, не хватает комплектующих, помогите в их получении. Через два дня Маркову позвонили из Москвы и сказали, что его просьба удовлетворена. Вроде бы именно поэтому электростанции присвоили имя вождя. В 1954 году, когда Краснинский район из Орловской области перешёл в Липецкую, Николая Васильевича назначили руководителем липецкой конторы «Сельэлектро».
Электрические прожекты XXI века
В 2010-х в Липецкой области увлеклись проектами, лучше сказать, прожектами, восстановления малых гидроэлектростанций и вообще экологически чистой энергетикой.
Первым попытался решить эту задачу ещё в 2011 году «Русэнергохолдинг», у которого в собственности была Сергиевская ГЭС. По проекту на месте старой предполагалось построить новую плотину высотой 6 м и затопить около 100 га речной поймы. Под затопление попадало несколько огородов и два жилых дома в селе Сергиевское. Восстановленная ГЭС могла бы вырабатывать 2 МВт электроэнергии, ровно столько, сколько она производила почти 100 лет назад. На реализацию проекта собственнику развалин Сергиевской ГЭС Николаю Иляхину нужно было найти инвестора со 135 млн рублей. Но вкладываться в этот проект никто не решился.
В те же годы интерес к восстановлению малых гидроэлектростанций проявили и на Соборной площади. Эту тему даже включили в «Схему и программу развития электроэнергетики Липецкой области на 2017–2021 годы». В документе было предусмотрено восстановление пяти малых гидроэлектростанций и строительство трёх новых генераторов электроэнергии, работающих на солнечных батареях, — «Казинка», «Нива» и «Доброе». Стоимость строительства каждой из этих станций должна была обойтись в 1,66 млрд рублей. Их общая мощность могла бы достигать 45 МВт, а годовая выработка электроэнергии — 81 млн кВт*ч.
Из этой же серии проектов намерение немецкой компании Energie mit System построить в Липецкой области завод по производству солнечных установок по выработке альтернативной энергии. В презентации проекта говорилось, что одна такая установка будет состоять из 20 солнечных модулей. Каждый модуль имел бы мощность 1 МВт и мог служить от 25 до 30 лет. Energie mit System рассчитывала продавать эти установки по 1,2 млн евро за штуку. Но и этот проект не состоялся.
За возрождение гидроэлектростанций готова была взяться компания «Норд Гидро», которую в 2007 году создали в Санкт-Петербурге специально для того, чтобы возродить малую гидрогенерацию в России. Шеф этой организации Владимир Романчук ещё в 2011 году договорился с губернатором Олегом Королёвым о том, что возьмётся за эту работу в Липецкой области. Однако с самого начала ни у кого не было уверенности, что питерские гидротехники выполнят своё обещание. Они были заняты на строительстве более крупных, маржовых, объектов в Карелии и не скрывали, что Липецк интересен им в самую последнюю очередь.
Кроме того, все липецкие ГЭС находились в частной собственности, и никто не хотел продавать их «Норд Гидро». Питерцы пытались купить, например, Сергиевскую ГЭС у Николая Иляхина, но тот им отказал. К 2016 году у него появился новый план. Чтобы быстро отбить средства, вложенные в восстановление гидроэлектростанции, Иляхин решил использовать Сергиевскую ГЭС для обеспечения электроэнергией тепличного комплекса площадью 6 га, который собирался построить рядом с электростанцией. К этому проекту даже собиралась подключиться словенская компания DUOL Engineering, которая производит воздухоопорные сооружения, в том числе и теплицы. Но в это время под Данковом открыли гигантский тепличный комплекс пятого поколения, Иляхин не мог со своей надувной теплицей с ним конкурировать и окончательно отказался от своей мечты возродить Сергиевскую ГЭС.
Ничего не получилось и с солнечными электростанциями. Конкурс на строительство всех трёх СЭС ещё в 2013 году выиграла компания «КомплексИндустрия». Но в 2017-м, когда этот проект заверстали в официальный документ, предусматривающий дальнейшее развитие энергетики региона, «КомплексИндустрия» без комментариев исчезла с радаров областной администрации и никогда больше не появлялась.
С высоты 400 км
Уличное освещение в Липецке, как пишет историк Юрий Тихонов, отсутствовало до 1925 года: «Девять километров улиц в центре города погружались во тьму с наступлением ночи».
В начале нулевых Валерий Кузбаев, который руководил тогда Горсветом, чтобы журналисты могли оценить масштаб работы его предприятия, сказал, что в Липецке так много уличных фонарей, что ночью его видно из космоса. Свои слова он подтвердил фотографией, где в ночной тьме светилась довольно яркая точка.
Много лет спустя космонавт Сергей Волков опубликовал снимок Липецка, сделанный с борта МКС, — город был залит огнями.
Текст: Виктор Унрау
Фото: ОКУ «ГАЛО», Липецкий областной краеведческий музей