Жить по слову

Учитель школы № 51 Юлия Ситникова занесена на педагогический портал почёта «Родительское признание»

Мы обе — филологи и журналисты, только выбрали разные профессиональные стези. Юлия Валерьевна после вуза сразу и основательно решила уйти в учительство. В её жизни всегда была мечта о школе. Представляла, как когда-нибудь приведёт свой выпускной класс в актовый зал под звон настойчивого и неотвратимого колокольчика в руках первоклашки с белыми бантами. В этом году Юлия Валерьевна выпустила своих первых одиннадцатиклассников, с которыми прошла все ступени их школьной жизни, начиная с пятого класса, будучи ещё и классным руководителем.

Когда с родителем согласье есть

Есть такие установки в современной школе, засилье которых крепко и не в лучшую сторону меняет её суть. Например, где это видано, чтобы родитель командовал учебным процессом? С другой стороны, родительское признание — это как раз о сотрудничестве, о вовлечённости родителей в школьную жизнь, об осведомлённости ею.

— Тогда получается, что результат учителя напрямую зависит от родителей? Не мешает такое? — спрашиваю я.

— Не мешает. Мы же работаем в триаде «учитель — ученик— родитель». Это единый механизм: если одно звено выпадает, то всё разрушится, — уверена Юлия Валерьевна.

Сотрудничество — это не про неугомонных родителей, докучливо в течение суток звонящих педагогу, дающих непрошеные советы или всё время проводящих в стенах школы. Но общение с родителями необходимо, убеждает Юлия Валерьевна:

— Мы проводим открытые уроки для родителей, беседы, анкетирования. Мне также бывает отрадно видеть, когда родители делают домашние задания с детьми.

Первый выпуск Юлии Валерьевны Ситниковой. 11 класс, школа № 51

 — Неужели по принципу «есть ложь, есть чудовищная ложь, а есть осенние поделки в детском саду»?

— Нет, что вы, я не о том, что родители делают домашние задания за детей! А об интересном для всех творческом проекте. Например, мы занимались историей происхождения имён и фамилий, и родители с интересом поддержали исследовательскую инициативу детей. И детям было очень приятно осознавать: взрослым интересно то, что делают ребята в школе. Или готовили с ученицей конкурсный проект об ошибках в современных песнях и рекламе. У Полины Гагариной нам встретилась фраза «Попроси у облаков подарить нам белых снов». Подарить можно кого? или что? То есть глагол «подарить» требует при себе существительное в винительном падеже, правильно: подарить что? «облака», а не в родительном падеже: подарить чего? «облаков». Мы долго разыскивали такие досадные ошибки, понимая, конечно, что есть рифма, но всё-таки главное — русский язык, который ломать в угоду рифме нельзя.

Как было бы здорово, если бы и родители вместе с детьми участвовали в таких проектах, это же и для взрослого человека полезно: сейчас так много людей, для которых русский язык — родной, но говорят они на нём кое-как.

Мы долго готовились к последнему звонку, который пролетел как один миг. Я человек эмоций, и для меня важен сам процесс, наполненный впечатлениями. Поэтому приготовление к празднику считаю даже важнее, чем сам праздник. Родители репетировали современный танец для детей. Вспоминаю, как они вечерами, сговорившись, приходили в школу и спрашивали: «Юлия Валерьевна, нам бы ключи от актового зала». Вечером тихо в школе, и я слышала, как шла репетиция. Это и самих родителей сплотило. А когда танец показали детям, то нужно было видеть их глаза! Танцевали же их родители — в джинсах, белых футболках, красивые, молодые. Ведь не только взрослым нужно знать о детях, но часто вообще забывается, что и детям о взрослых знать необходимо.

Победители и призёры городской игры «Вперёд, мальчишки!»

Слово, профессия и жизнь

Много ли мы знаем учителей, которые живут по тем словам, которые произносят? А людей вообще? Мало. Потому что это очень сложно. Сказал другим — сделал. Сказал себе — и тут сделать ещё сложнее. Ведь это чаще всего касается далеко идущих целей, принятых жизненных установок. Нужно взять это слово за хвост и не давать себе тратиться попусту. Например, так: придумать и хотя бы в общих чертах обрисовать цель своей жизни. Причём такую, к которой есть смысл стремиться всю жизнь, несмотря ни на какие трудности. Цель новую, творческую, полезную, красивую.

Вот как это выглядело на уроке. Человек склонился над столом и пишет. Это взрослый человек, учитель, но сейчас она похожа на школьницу у новой тетрадки. Юлия Валерьевна вместе со своими учениками на одном из последних занятий пишет сочинение, обращённое в будущее — к себе, к повзрослевшим выпускникам. Потом и мысли выпускников, и её мысли пойдут в личный архив, чтобы спустя годы, когда они придут к ней, прочитать вместе эти драгоценные листочки в линейку. Сверять мечты с жизнью. Сложнее и честнее задачи не бывает. Я же, слушая Юлию Валерьевну, понимаю, что за правильной речью, серьёзным отношением к делу жизни стоит ещё и отличный учитель-предметник, любящий слово не на словах. В этом году она стала призёром дистанционного и регионального этапов олимпиады для учителей «Хранители русского языка». Впрочем, достижений у учителя хватает. И чувствуется, что её педагогическая позиция крепко сплавляется с жизненной.

Говорим и о любви к слову профессиональному.

— Понимаете, я хочу, чтобы у ребят было чувство ценности книги, — говорит Юлия Валерьевна. — Казалось бы, лёгкое дело — книжку почитать. Нет, это — серьёзная духовная работа. И дети к ней тянутся. Не скажу, что всегда желание ребят окрашено в радужные тона, но всё равно стараюсь нежно, без насилия приучать детей к чтению и, главное, думать. Иногда на уроке, во время обсуждения поступков героев, образов, авторской идеи произведения задаю вопрос, но с оговоркой: «Вы сейчас мне не отвечайте. Ответьте про себя». Мне кажется, это самое важное. То, что остаётся внутри.

Прощальные уроки

Многие выпускники Юлии Валерьевны выбрали военные вузы. Соборная площадь, 2023 год

Выпускники любят приходить в 51-ю школу. Во время таких встреч Юлия Валерьевна просит человека «из большого мира» что-то сказать перед классом, но не официально, а по-дружески. Дети потом с интересом спрашивают: «А как он учился? В каком году окончил школу?» Такие встречи меняют многое, потому что это настоящее и в то же время особенное человеческое общение, какое может быть только в школьных стенах, напоминающих машину времени. Прожитое здесь одинаково важно и притягательно и для сидящих в классе, и для тех, кто окончил школу: оно общее, но прожито не одновременно, а вместе. Да, такое случается.

В этой школе есть ещё одна замечательная традиция — прощальные уроки. Им отводится день перед последним звонком. Выпускники идут в здание начальной школы, где их встречает первый учитель и проводит урок — всё это в последний раз. Показывает их детские работы, а ребята вспоминают свою школьную жизнь во всей полноте, как шли через первые трудности к первым победам. Второй урок — музыки, где одиннадцатиклассники поют школьные песни. Третий — рисования, где они мелками на асфальте рисуют общую композицию. А затем на последнем уроке — творчества — делают из ткани и ниток единую для всех птицу счастья и забирают её с собой.

Юлия Валерьевна когда-то сама блестяще окончила эту же школу. И после вуза вернулась сюда учителем:

— Наша школа уникальна тем, что объединяет несколько поколений людей. Но мы все здесь остаёмся молодыми, потому что нужно идти вперёд, всегда с интенсивностью учиться новому, не отставать от учеников. Нельзя экономить силы на детях. Горько только, что они — часть нашей молодости, нашей жизни — уходят от нас. Но в следующем году у меня будут новые ученики, пятиклассники. Я уже познакомилась с ними, и мы написали сочинение — тоже к себе в будущее, и я писала вместе с детьми.

О трёх педагогических китах

Чаще всего в разговоре с учителями пытаются дознаться об их педагогической концепции. Это как бы вылущить педагогическое зерно отдельно и стиснуть это вылущенное главное в одну строчку. Проще, конечно, некуда. Поэтому спрашиваю об учительском главном у Юлии Валерьевны, опираясь не на одно, а хотя бы на три позиции:

— Есть такая метафора о трёх китах, всем известная. Назовите своих трёх китов: то, без чего вы не были бы учителем. — Я бы сказала, не без чего, а без кого я не была бы учителем. Без детей я не была бы учителем, не есть учитель и не буду учителем.

Юлия Валерьевна Ситникова стала настоящим Учителем. У писателя Василя Быкова есть фраза: «Вырастешь — учителем станешь». Её хочется уточнить, прибавив к ней инверсию: когда станешь учителем — вырастешь.

Текст: Светлана Чеботарёва

Фото из архива героини