Солист Липецкого Дома музыки Игорь Верещагин отметил круглую дату — 60 лет
Пианист, исполнитель на губной гармонике, лектор-музыковед, педагог, джазмен, региональный модератор международного фестиваля «Джазовая провинция», основатель «ЛИД-проекта», солист Липецкого Дома музыки. Всё это об Игоре Верещагине. Недавно он отметил круглую дату — 60 лет.
Хотел праздничной судьбы
— Игорь Фёдорович, в вашей семье много творческих людей. Дедушка — Фёдор Григорьевич — режиссёр, народный артист СССР, работал в областном драматическом театре. Бабушка и тётя — актрисы. Мама — музыкальный работник в детском саду. Отец-хирург не пытался привлечь вас к своей специализации?
— Нет. Он всегда говорил: «Не иди сюда». Переживал из-за несправедливости в оплате, колоссальной нагрузки врача. Хотя очень любил хирургию как науку и профессию. Дорожил ей. Начинал в районных больницах, плавал судовым врачом, заведовал отделением госпиталя инвалидов войны, в конце трудился просто хирургом. Наверно, для своего ребёнка хотел более лёгкой судьбы, более праздничной, как у родителей.
— И как вы считаете, у вас лёгкая судьба?
— Считаю, что да. Как говорят китайские мудрецы древности: «Найди себе дело по душе, и тебе не придётся работать ни дня в своей жизни».
Окультурили насильно
— В одном из интервью вы говорили, что мечтали стать футболистом. Даже занимались и подавали надежды. Но мама настояла на вашем переводе в музыкальную школу…
— Как и многие мальчишки, в детстве бегал в подворотне, пинал мяч, тренировался, выступал за всевозможные команды. Увлекался безумно: следил за советским, мировым футболом. Мама, чтобы окультурить дитя, насильно отдала меня в музыкальную школу и держала там (смеётся).
— Не было обиды на маму?
— Конечно, в детстве была. До сих пор помню 27 мая 1971 года — прощальный матч Льва Яшина. Мама меня тащит в театр на спектакль, который я уже видел. Спрашивается, неужели его нельзя в другой раз посмотреть? Да, я брыкался, обижался.
— Стадия отрицания была длительной?
— Почти до предпоследнего класса музыкальной школы. Во второй половине сменилась учительница по фортепиано. Она отдавала всю себя, ничего плохого не говорила, просто садилась и делала то, что ты должен был делать дома, репетировала с нами несмотря на время, до закрытия школы. Не хотелось её расстраивать, стал прилично заниматься, в последнем классе увлёкся, поскольку стал играть в школьном ВИА. Подтянул знания и успешно сдал экзамены.
— В какой момент перестали обижаться на маму?
— Я просто не обидчивый человек. Так получилось, когда решил поступать в музучилище, она первая сказала: «Боже, что я наделала! Что это за профессия для мужчины?» Она хотела более обстоятельного, солидного, предсказуемого. Например, чтобы я стал юристом. Над этой профессией я тоже размышлял. Но сложилось так, как сложилось.
Джаз заворожил
— Почему из всех музыкальных направлений вы выбрали джаз?
— Не выбирал. Просто по мере развития музыкального интеллекта, потенциала он меня заворожил. Начинал с песен всей советской молодёжи, играл их на школьных вечеринках, танцах. Любил рок-музыку, до сих пор могу её послушать. Джаз требует больше подготовки, в том числе в плане восприятия, исполнения.
— Насколько, на ваш взгляд, развито это направление в Липецке?
— Не могу сказать, что оно сопоставимо с Архангельском, Курском. В Курске живёт Леонид Винцкевич — это редкостное явление, когда музыкант мирового масштаба не переехал в столицу, а остался в провинции. Есть ребята и в Архангельске. Все они создали плотную среду в своих городах и сумели привлечь к ней гастрольные маршруты.
Мы можем воспитать плеяду слушателей, но многое зависит от быта: что люди играют в ресторанах, какая музыка сопровождает их вечеринки, застолья, корпоративы. Какая потребность? Любая художественная сфера должна иметь фундамент, как правило, это быт. У нас нет джаз-кафе, клубов, в которые люди приходят именно на джазовую музыку. В Липецке нет этого фундамента. Сложится? Не факт. Хотя есть молодые ребята, концерты играются. Это длительный процесс, возможно, он увенчается успехом.
— Можно ли сформулировать понятие «липецкий джаз»?
— Не скажу, что у нас есть что-то своеобразное, что отличало бы от любого другого города. Могу сказать, что Леонид Винцкевич своеобразен не только в России, но и в мире. Карина Кожевникова из Воронежа, гастролирующая по всему миру, тоже нечто особенное по своему уровню, дарованию. В Липецке подобного нет.
Подготовка к восприятию
— Вы сказали, что джаз — музыка сложная по исполнению, восприятию. Может, это и есть тот самый нюанс, из-за которого в Липецке не так много людей его слушают?
— Это вопрос не только для Липецка. Любая хорошая, крепкая музыка требует подготовки для восприятия. Нельзя после сказки, былины перейти к Толстому, Драйзеру, Гессе. Не получится. Нужно пройти путь роста: интеллектуального, художественного, культурного, музыкального. Нужно от колыбельных прослушать целый пласт музыкальных произведений: академических, классических, современных. Чем больше слушаешь, тем шире для тебя мир искусства, больше открывается глубин. Это путь познания, порой он непрост.
— Есть на этих ступенях что-то выше джаза?
— Джаз находится на высших ступенях по сложности, необходимости многогранной подготовки. Просто читать ноты не получится. Сопоставлю с лингвистикой: есть язык, а есть речь. Можно знать нормы лексики, морфологии, орфоэпии, но при этом не уметь говорить. Язык — это наработка приёмов, типовых, ситуативных фраз, умение вести диалог. То же самое в импровизации — это длительный процесс закладывания наработанных схем. Чем больше заложишь информации, тем продуктивнее результат. Джаз — это интеллектуальная музыка. В отличие от академической музыки в нём приняты более простые формы, а степень обобщения действительности более сиюминутна, так как джазовая импровизация — это реакция на то, что происходит сейчас, и каждый раз она новая.
Из «Страны птиц» в «Джазовую провинцию»
— Став солистом Липецкой филармонии, вы создали свою джазовую программу «В стране птиц». Она стала шагом в «Джазовую провинцию»?
— Дело в том, что, когда я приехал, ничего подобного в Липецке не было. Джазовые концерты устраивались очень редко. Во-первых, некому было их устраивать, во-вторых, тогда филармония не была такой камерной концертной организацией, как сейчас. Она была одной из организаций, которая могла устраивать концерты популярных звёзд. И её более интересовали выступления Магомаева и Ротару, чем джазовый вечер. Мне дали возможность этим заняться, и раза три в год я проводил крупные концерты на больших площадках города. Не могу сказать, что были аншлаги. Они пришли позже.
— Вместе с «Джазовой провинцией»…
— В 1994 году я пригласил на концерт Леонида Винцкевича и Саарсалу Лембита. Потом я приезжал в Курск. Так родилась мысль сделать передвижной фестиваль. В лучшие годы «Джазовая провинция» объезжала 20 городов России. В 2020 году пандемия поломала всю систему.
— Можете выделить лучший сезон?
— Могу. Они были не все ровные по своему составу, не все удачные по своей организации, ведь финансовая составляющая менялась. В 1998-м фестиваль прошёл под эгидой одной крупной компании. Был затяжной, непростой тур с большим количеством городов. В 2008- м приезжали мегазвёзды — джаз-квартет New York Voices, в 2010-м — саксофонист Эрик Мариенталь, в 2012-м — саксофонист Билл Эванс. Я не мог даже мечтать, что с такими людьми буду стоять рядом. Были и другие фестивали, на которых для себя сделал много открытий, когда заворожённо слушал, например, скандинавов, швейцарцев.
— В этом году будет фестиваль?
— Не знаю. Боюсь, что вряд ли. У фестиваля никогда не было государственного финансирования, он всегда существовал за счёт билетов, помощи местных властей и меценатов.
Мечты из «тумбочки»
— К вопросу об открытиях. В Доме музыки у вас есть свой «ЛИД-проект». В его рамках вы выходили в качестве органиста. Какие-то ещё открытия были сделаны?
— Конечно. Были произведения, которые раньше не знал, но главное — те мысли, идеи, желания, которые долго складывал в «тумбочку», исполнил. Чем и сейчас занимаюсь. Сделал аранжировки к ряду пьес. Также, к примеру, была хорошая программа, посвящённая памяти Шарля Азнавура. Исполнили его произведения с органом, струнным оркестром, вокальными ансамблями, солистами. Хотелось бы к его столетию через год подготовить интересный проект.
— Игорь Фёдорович, у вас недавно был день рождения, подводили какие-то итоги?
— Итоги — это когда чего-то достиг или что-то закончилось. У меня вроде пока ничего не закончилось. Раньше в 60 лет у людей наступала пенсия — это был этап (улыбается). Мне ещё рано. Всё продолжается как было.
Беседовала Виктория Толчеева
Фото: Сергей Паршин и из архива героя