Как санкции способствуют развитию отечественного малого бизнеса
В последние недели на разных форумах, связанных с экономикой, очень активно обсуждают вопрос о том, как санкции повлияли на работу малого бизнеса. Все считают, что коренных изменений в худшую сторону не произошло. В Липецкой области в малом бизнесе работает 170 тысяч человек, это на 30 тысяч больше, чем в начале 2020 года.
Идём вперёд
Президент союза «Липецкая торгово-промышленная палата» Анатолий Гольцов в своём интервью РБК, которое он дал по итогам Воронежского промышленного форума, сказал: наши предприятия, несмотря на санкции, находят новые технологические и научные решения и идут вперёд.
— Я видел продукцию предприятий в нескольких регионах, — объясняет он, — и понял, что мы не выживаем, а давно идём вперёд. Санкции ― тот процесс, который нас взбодрил.
В свою очередь, вице-губернатор Липецкой области Сергей Курбатов с удовольствием отмечает, что малый и средний бизнес Липецкой области активно развивается.
— Благодаря гибкости и умению лавировать в сложных экономических обстоятельствах, — говорит он, — нам удалось пройти непростой период внешнесанкционных ограничений.
О том, что на фоне санкций «полёт идёт нормально», говорят и опрошенные нашим еженедельником предприниматели.
— Про других ничего не могу сказать, — говорит генеральный директор компании «Царство вкуса», которая занимается производством замороженных полуфабрикатов, Татьяна Филатова, — а у нас за этот год ничего серьёзно не изменилось. Конечно, снизились продажи, немного упала прибыль, но всё это не критично и началось не в прошлом году, а ещё в ковидные времена.
Помогли материально
Для ограждения малого бизнеса от серьёзных проблем администрация Липецкой области через Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства весь прошлый год оказывала ему финансовую поддержку. По словам Игоря Артамонова, эту помощь получили 800 компаний:
— С начала 2022 года региональным бизнесменам мы выдали льготные займы на сумму более 1,3 млрд рублей, — комментирует губернатор. — Также предприниматели воспользовались поручительствами на сумму почти 750 млн рублей, что позволило привлечь в общей сложности 1,9 млрд рублей банковских кредитов всех видов. Всё это дало возможность не только помочь производству, но и сохранить свыше 5 000 рабочих мест, а также создать 500 новых.
Зашли через «Агрегатор»
Кроме финансовой поддержки, которую малому бизнесу оказывало и оказывает государство, в последние несколько месяцев запустили и другие механизмы, помогающие бизнесу не выживать, а активно развиваться.
Группа компаний «Липецкие зори» производит сырокопчёные колбасы и мясные деликатесы. Несмотря на санкции и вообще непростую экономическую ситуацию, собственники бизнеса Сергей Рыженков и Андрей Абрамов инвестируют в развитие своей компании 150 млн рублей и строят небольшой мясокомбинат в Добринке, где планируют производить 30 т сырокопчёных колбас, 250 т колбасных изделий и мясных деликатесов в месяц.
И такие проекты малого бизнеса реализуются после того, как в прошлом году самые неуравновешенные эксперты готовили общественное мнение к очередным похоронам малого бизнеса, а оппозиционные СМИ уже лет 10, если не больше, называют этот бизнес вымирающим видом.
— Нам, конечно, помогают, — говорит Сергей Рыженков. — И без этой помощи было бы сложно и работать, и развивать бизнес. Наши продукты продаются практически на всей территории Российской Федерации, но для нас очень важно то, что благодаря усилиям администрации мы через проект «Агрегатор» смогли зайти в местные «Пятёрочки». Это открыло для нас новый и ёмкий рынок сбыта.
Полезное изобретение
Проект «Агрегатор», который упоминает Рыженков, как говорят многие предприниматели, оказал и оказывает малому бизнесу не меньшую помощь, чем Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Дело в том, что, например, в январе — декабре 2022 года, как следует из мартовского отчёта Липецкстата, на торговые сети пришлось 38,7% всего оборота розничной торговли Липецкой области. При этом до недавних пор торговые сети и та часть рынка продаж, которую они занимают, были запретной зоной для местных производителей.
Примерно с середины 2010-х на Соборной площади предпринимали попытки привести продукцию местных товаропроизводителей в торговые сети, но все они были безуспешными. Всё, что тогда смогли сделать, — это предоставили возможность липецким производителям продавать свои продукты на розничных рынках и на специально организованных ярмарках. Это одно время преподносилось как выдающееся достижение. Но доля продаж на ярмарках, например, в 2020 году не превышала 4,5%.
И вот в прошлом году в областном управлении потребительского рынка и ценовой политики под руководством начальника этого ведомства Елены Мещеряковой изобрели проект «Агрегатор», который Игорь Артамонов сразу взял под свой патронаж. Через «Агрегатор» предприниматели получили возможность поставлять свою продукцию в компанию X5 Group, которая управляет продуктовыми сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Чижик». Кроме того, ей принадлежат цифровые бизнесы «Vprok.ru Перекрёсток», 5Post и «Много Лосося».
X5 Group, по данным экспертов, контролирует 12,5% рынка продуктовой розницы в России. У компании около 20 тысяч магазинов, в которые каждый день заходят 15,6 млн человек. Вот какие перспективы открываются перед любым липецким производителем продуктов питания, если он участвует в программе «Агрегатор».
Схема работы, или, можно сказать, взаимодействия власти и бизнеса здесь примерно такая: предприниматель производит продукты, а «Агрегатор» решает за него все формальные вопросы — снимает проблемы с заведением товарных позиций (PLU) в матрицу, формирует крупные партии продукции от нескольких поставщиков, оформляет сопроводительные документы и так далее.
Вместо хамона и прошутто
С другой стороны, и сами санкции открыли перед малым бизнесом возможности для развития там, где нашим предпринимателям до 24 февраля 2022-го не давали поднять голову зарубежные производители.
Семейная компания «ProВкус» занимается производством сыровяленых крупнокусковых деликатесов из мяса и сыровяленых колбас. Продукты рассчитаны в основном на высокобюджетного покупателя, или, как ещё говорят, на потребителя ресторанной группы. Как компания делает свои продукты, можно увидеть собственными глазами на рынке «Европейский». Там у «ProВкус» производство за стеклом, или шоу-производство, где через стекло видны камеры и клети, в которых вызревают сыровяленые колбасы и мясо.
Сегодня компания поставляет свои продукты в основном на рынки Питера и Москвы, где ещё совсем недавно господствовали испанские и итальянские производители, продавая свои хамон и прошутто.
— Сегодня мы — я имею в виду нашу компанию и вообще всех российских производителей сыровяленых мясных продуктов — занимаем рынок, на который ещё год назад было очень сложно попасть, — говорит руководитель компании «ProВкус» Виктор Калягин. — Я понимаю, что санкции для всех нас — это плохо, но в нашем случае, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Импортного нет, и слава богу!
Ещё одна тема, которая сегодня у всех на языке, — оборудование и упаковочный материал. Когда речь заходит о производственном оборудовании, все по привычке, заведённой ещё в нулевые, думают, что весь малый бизнес оснащён импортными машинами и теперь он рухнет из-за отсутствия запчастей. Но, оказывается, уже давно многие малые предприятия укомплектовывают отечественным, а не зарубежным оборудованием.
«Перехвальский молочный комбинат» («ПМК») известен своими хорошими сырами. Вообще выпускает практически всю линейку продуктов из молока. Гендиректор компании Алексей Абакумов показывает прайслист — в нём 22 наименования. Хоть предприятие и называется комбинатом, что обычно ассоциируется с чем-то очень большим, это небольшой завод, который перерабатывает около 2 000 т молока в год. Для сравнения — «ЛебедяньМолоко» перерабатывает в год 190 000 т. Когда в прошлом году начали вводить санкции, у «ПМК» появились сложности с закупками импортного упаковочного материала, но потом нашли российские аналоги.
— Если говорить про оборудование, то оно у нас отечественное, — рассказывает Абакумов. — В 2009 году, когда начинался наш бизнес, мы брали субсидии с условием, что закупим отечественное оборудование. В принципе, мы не возражали. Например, танки-охладители или танки, в которых заквашиваются продукты, — это просто кастрюли. И неважно, отечественная она или импортная — кастрюля, сами понимаете, везде кастрюля. Есть, правда, импортное оборудование, где много электроники. Возможно, оно гораздо удобней и интересней. У нас его нет, и теперь, как оказалось, слава богу, что нет!
Пятая колона
Но это ещё не значит, что «Перехвальский молочный комбинат» полностью защищён от издержек экономической войны, развязанной Западом. И дело тут не только в западном бизнесе, который, поддержав санкционную политику Байдена, как говорит Анатолий Гольцов, нарушил главный столп рыночной экономики, ― контрактное право, обеспечивающее соблюдение юридически обязательных соглашений: договоров и сделок. Дело ещё и в том, что и среди наших производителей немало таких, которые, если так можно сказать, тормозят процесс импортозамещения. «ПМК» для производства йогурта использует вишнёвый джем. Сам джем покупают в Воронеже, но воронежцы закупают вишню и, представьте себе, клубнику с малиной в Сербии, Хорватии и Польше. Да, у нас в Черноземье полно своей вишни, но многие наши садоводы поставляют просто кашу из ягоды, а из Восточной Европы идёт отборная чистая мякоть. Вот завтра поляки не отправят в Воронеж вишню, и перехвальский, и не только перехвальский, йогурт исчезнет с полок, потому что наши поставщики ягоды, хоть и не все, думают, что на рынок можно поставлять такой же хлам, какой они 33 года назад поставляли в советские овощные магазины.
Каждый десятый
Конечно, кто-то ушёл из бизнеса, но это, судя по всему, никак не связано с происками Байдена и его послушных партнёров в Европе. В области каждый год закрывается около 2 000 мелких компаний и столько же открывается новых. Закрывается не потому, что чиновники не помогли или санкции сделали бизнес невозможным, а потому, что в бизнесе, как и везде, много званых, да мало избранных.
Как показывают, например, исследования Минэкономразвития и аналитического центра национального агентства финансовых исследований, в бизнесе готовы попробовать себя 29% россиян. В то же время, по данным ВЦИОМ по состоянию на 2022 год, бизнесом в стране занималось только 10% взрослого населения. Считается, и наверное справедливо, что эти 10% и есть те люди, которые имеют способности к предпринимательской деятельности, как другие имеют генетическую предрасположенность к каким-нибудь другим ремёслам. Поэтому одни берутся за своё дело и процветают, а другие в тех же экономических условиях прогорают. Но это уже не имеет отношения к теме нашего разговора.
Текст: Виктор Унрау
Фото: Сергей Паршин