Праздник дружбы многонационального народа России
Туркменские и казахские юрты, русские избы, казачья станица и татарский городок Кукмор в миниатюре — все национальности объединил Всероссийский сельский Сабантуй в Астрахани. Здесь, как в капельке воды, отразилась вся многонациональная Россия: мы разные и мы вместе.
Это всё — Россия
Гостей народного праздника (Сабантуй с татарского — праздник плуга, окончания весенних полевых работ) встречают хлебом-солью и чак-чаком. Праздник хоть и татарский, но приобрёл такой размах, что собрал в небольшом астраханском селе Три Протока 50 тысяч человек. Больше тысячи гостей и журналистов приехали сюда из 30 регионов России.
— Мы все праздники отмечаем вместе. Сабантуй в Астрахани проходит всегда с большим размахом. Сегодня это событие мы отмечаем все вместе, все 140 народов, которые проживают в мире и согласии. Так было, и так будет всегда, — говорит губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.
— Посмотрите, как всё вписалось: рядом удмуртские, марийские, мордовские, татарские ряды — это всё Россия. Праздник Сабантуй, праздник плуга — общий, — итожит глава Татарстана Рустам Минниханов.
Проверка на ловкость
Бои мешками, гонки с коромыслом и даже столб с подарками — чем не широкая Масленица на Руси. Конечно, есть национальные отличия — например забава «качающееся бревно». На игровой площадке под наклоном установлено четырёхметровое бревно, один конец которого касается земли, а второй край возвышается аж на три метра.
— Нужно пройти по гладкому бревну, коснуться верхушки кончиком пальцев и вернуться назад, — объясняет куратор площадки Алсу Файзуллина. — Просто? — и показывает на длинную верёвку, которой к бревну привязан баран. — Повезёт, — объясняет, — баран тихонько постоит. А взбрыкнёт, никакая ловкость не поможет.
Ребятня заливисто смеётся, когда баран переступает ногами, а очередной смельчак падает на маты.
— Больно падать, — весело кряхтит 12-летний малец.
Счастливая Лада
Изюминкой астраханского сабантуя стали верблюжьи бега. Астрахань — единственный регион в России, где они проходят. Даже удивительно, как эти величественные и чуть надменные «корабли пустыни» могут развивать скорость до 60 км/ч. Правда, во время забега один из верблюдов просто решил сойти с дистанции, и никакие уговоры хозяина не помогли.
— К скачкам верблюдов готовить тяжело. Они с характером, — делится победитель финального забега Дамир Дюсенбаев из Республики Калмыкия. К победе его привела верблюдица по кличке Лада.
От бактрианов до «Кировца»
Для забегов используют верблюдов породы бактриан. Это самые крупные в мире верблюды с хорошей мускулатурой.
— А какие лёгкие и тёплые одеяла из их шерсти, — нахваливает своих питомцев один из заводчиков.
Рядом с ипподромом, где проходят верблюжьи бега и скачки, раскинулась сельскохозяйственная ярмарка. Крепкоголовые бычки, тонкорунные овечки, белорусские тракторы — и мощный «Кировец», рядом с которым вся техника кажется игрушечной, выстроились в один ряд. Фермеры с любовью похлопывают машины, прицениваются. Мальчишки с помощью пап карабкаются на питерский трактор и с восторгом озирают окрестности: «Вот это вещь. Как на корабле».
Праздник на все вкусы
Над площадью разливаются дурманящие запахи бешбармака и шашлыка. В двух огромных казанах томится татарский плов. Только на один большой казан ушло около 30 кг риса, столько же мяса и почти 15 кг овощей, делится повар Барно Олинбаев.
— Главный секрет — готовить от души, — улыбается.
Рядом в огромном котле варится 1 200 л наваристой шурпы. Из тульского самовара на 300 л гостей угощают чаем с чабрецом. Сабантуй — очень вкусный праздник.
— Никогда не ела баурсаки? Сейчас научу, — тут же проводят для меня мастер-класс на туркменском подворье. — На пол-литра молока — пол-литра воды, соль по вкусу, дрожжи и мука. А потом в масло в казан. Мы кочевой народ, на мне когда было опару ставить, поэтому нужно было придумать, что можно по-быстрому приготовить, — объясняет мастерица. — А в Астраханской области мы с XVII века.
Два села туркменских здесь. В низовьях Волги мы живём, зовёмся гордо мы туркмены. Не обошли нас стороной страны родимой перемены. Обычаи и традиции свои сохраняем. Но браков много смешанных. Так что правильнее про нас говорить: русские туркмены.
Папа — калмык, мама — татарка, а я — русская
Среди журналистов сразу начинается филологический спор. Почему названия всех национальностей — имена существительные, и только «русские» — прилагательное.
— Наверное, потому что «русский» — это мировоззрение, культура и территория. Они прилагаются ко всем, кто хочет жить в этом культурном коде, так что «русский» можно приложить к любой национальности, — решаем дружно.
— У меня папа калмык, мама — татарка. Вот кто я по национальности? — спрашивает одна из астраханских журналисток.
— А сама как чувствуешь?
— Ну, когда прям целеустремлённая татарка, а когда и задумчивая калмычка.
— Значит, русская, — смеёмся. Она соглашается: «Да, так всего намешано, что точно русская».
Сохранение традиций
На сабантуе раскинулись 11 национальных подворий. Кроме традиционной еды, здесь делятся своими песнями и объясняют народные традиции. Вот в казахской юрте ребёнка укладывают в люльку — безик. Чем-то напоминает нашу русскую зыбку, которую подвешивали к потолку.
— Я, когда родился, тоже лежал в таком безике, — рассказывает Бахсак Балдулаев. — Удобная колыбель, сама качается. У неё полукруглый низ, и самый древний памперс в ней использовался. Дно колыбели с дырочкой, туда вставлялась трубочка, выводящая всё в золу. Удобно. Для каждого этапа жизни есть подходящий обряд. Нас родители с детства учат сохранять традиции, и мы автоматически это впитываем.
— Традиции не могут прийти извне. Они передаются от отца к сыну, — как бы продолжает мысль Бахсака директор центра патриотического воспитания молодёжи и казачества села Чёрный Яр Михаил Каратенко. — На сегодняшний день главное — семья, всё оттуда идёт: и любовь к родине, и уважение к соседям. Мы создаём станицы, — он рассказывает о возрождении астраханского казачества, которое ведёт свой отсчёт с 1556 года. — Ребятишки занимаются в конно-спортивной школе, ведь конь и казак неотделимы друг от друга. Есть своя часовня. Дети, бывает, даже перекреститься правильно не могут, стесняются. Потихонечку учим.
Восточный базар
А рядом с подворьями настоящий восточный базар. 70 мастеров из Татарстана, Дагестана, Ставропольского края, Волгоградской и Астраханской областей делятся своими работами. Здесь можно купить всё: от славянских оберегов и астраханских глиняных верблюдов до деревянной утвари с тавлинской резьбой и татарских чувяков с традиционным казанским швом.
— Три дня нужно, чтобы изготовить одну пару, — рассказывает Ляйсан Давлиева. — Вышивка — самый трудоёмкий процесс. Каждый элемент вырезается отдельно из кожи и пришивается фирменным казанским швом. Я научилась от бабушки. Свою дочь тоже научила. Она жалуется, что слишком тяжело и долго, но со временем всё наладится — втянется.
Над базаром разноязычная многоголосица. На лицах — радость. Праздник обладает удивительной объединяющей силой.
— Такие праздники нужны, чтобы сплотить народ, — говорит астраханка Елена. — Чтобы наши народы не поддавались никаким провокациям, — подхватывает её подруга Лейла. — Нас очень много народов живёт в одной стране. Каждый соблюдает свои традиции и уважает другие — главное, жить друг с другом в мире.
Следующий всероссийский сельский Сабантуй состоится в 2024 году в Пермском крае.
Текст: Наталья Горяйнова
Фото автора и пресс-службы губернатора Астраханской области