Когда с войны товарищ твой вернётся

 В Липецке презентовали проект комплексной реабилитации участников военных конфликтов и членов их семей

Там, за «ленточкой», другой жизненный опыт, поэтому любой фронтовик никогда не будет таким, каким был раньше. После войны начинается отсчёт как будто другой жизни, где нужно учиться не опасаться стоять в полный рост, не держать в голове солдатскую мысль «выжить» … В жизнь среди нас, не воевавших, надо не просто встраиваться, а возвращаться полноценно.

Основные проблемы вернувшихся из зоны боевых действий — обиды, социальная нереализованность, непризнанность, незащищённость. Всё это остаётся внутри глубоко и, увы, навсегда. А значит, остаётся в обществе, выливается на улицы… В ходе обсуждения проекта стало известно, что у нас количественно не хватает серьёзно подготовленных психологов, работающих с военным посттравматическим синдромом.

Обсуждая проект, затронули вопрос и о без вести пропавших участниках СВО. Предполагается подключение юридических служб для решения этой проблемы.

Выявить узкие места

Понемногу приходит понимание ответственности перед участниками вооружённых конфликтов и их семьями. Так, в Липецке прошла презентация нового проекта, включающего социально-медицинскую реабилитацию, профессиональную переподготовку и дополнительное профобразование вернувшихся с войны или уволенных из вооружённых сил. Такая же презентация прошла в Новосибирске. С марта там приступили к реализации проекта.

Проект уникален тем, что, охватив ключевые проблемные моменты, стянет воедино, в режиме одного окна, разноплановые социальные структуры для оказания помощи военным и членам их семей. После успешной реализации проекта в двух регионах планируется запустить систему оказания соответствующей помощи участникам боевых действий и их семьям в масштабах страны. Липчане выразили готовность присоединиться к федеральному проекту.

 — Этот пилотный проект позволит выявить все узкие места, о которых не всегда хотят говорить, — сообщил первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин. — Но они есть, эти узкие места, и мы их будем выявлять, анализировать, будем докладывать о них в Администрацию Президента.

Человек должен быть услышан

Представлял проект эксперт Общественный палаты России Константин Кунц. Он видит его координационным центром поддержки ветеранов. Проект разработан агентством интеллектуальных решений «Интеграция» совместно с Общественной палатой в соответствии с поручением Президента Владимира Путина. Суть его — в создании единого центра, куда по разным вопросам могут обратиться участники боевых действий, не ходя по десяткам инстанций. Центр будет работать по следующим

направлениям: информационная поддержка по любому интересующему вопросу, психологическая поддержка, переобучение и трудоустройство. Также планируется организация волонтёрской деятельности внутри центра.

— Наша главная цель — интегрировать ветеранов в процесс экономического развития региона, обеспечить получение ими доступной медицинской помощи, возвращение к полноценной жизни, — говорит Константин Кунц. — Мы должны осуществить межведомственное взаимодействие государственных и негосударственных структур. Пока у нас идёт рассогласование и недопонимание внутри. Как клинический психолог, имеющий опыт работы с ветеранами боевых действий, скажу об имеющемся факте. Человек, вернувшийся с войны, имеет такую психологию, что весь мир ему должен. Это нормальная реакция психики. Со своими проблемами он приходит к чиновнику — и натыкается на стену непонимания. Наша задача — эти противоречия снивелировать, человек должен быть услышан.

 Психологическая и социальная реабилитация

Что касается медико-социальной реабилитации, то в задачи пилотного координационного центра входят обеспечение доступности медицинской помощи, привлечение специалистов высокого уровня, индивидуальный подход, оказание помощи, в том числе и по месту жительства.

Среди функций центра — содействие в быстром получении документации участников боевых действий.

Председатель Липецкой региональной общественной организации спортивно-патриотического воспитания и подготовки граждан «Альфа» Александр Чернов на обсуждении пилотного проекта затронул вопрос, которому сейчас не уделяют должного внимания:

— У нас будет особая проблема реабилитации служащих отдельных подразделений. Например, бойцы «Вагнера», которые придут с СВО, — ребята очень воинственные, настроенные только побеждать. Они вернутся к нормальной жизни, но потребуются качественные специалисты для их социально-психологической адаптации. Вторая сторона медали: сломленные бойцы, напуганные. Вы же понимаете, как война молодых ребят ломает. Поэтому перенастроить, обучить, подсказать, помочь — над этим нужно комплексно работать и поднимать вопрос заранее.

В идеальном варианте реабилитация не требуется, она происходит естественно: человек возвращается в семью, у него есть родители, родные, которые подскажут, настроят, поддержат. Но мы живём в неидеальном мире. Война меняет психическое состояние человека, приводя к тому, что семья не может, оказать полное реабилитационное воздействие. Здесь нужно говорить не только о возвращающихся с СВО, но и обо всех ветеранах боевых действий. Человек на фронте овладевает уникальными способностями, которые помогают ему выжить. Но в гражданской жизни эти способности не пригождаются. Их нужно трансформировать, что и составляет суть реабилитации.

Помощь семьям

Работа с членами семей также необходима. Они нуждаются в помощи не только в случае утраты отца, сына, мужа, но и сами часто оказываются травмированными долгими переживаниями, ожиданием. Им нужна помощь психолога уже сегодня, а некоторым, к сожалению, уже вчера. Психолог должен быть специально подготовленным, способным эффективно работать с этой проблематикой. Обладать базовыми навыками семейного консультирования и понимать границы своей компетентности. Будем честны: часть проблем требует вмешательства психиатрического, неврологического, эндокринологического.

Нужно, чтобы люди понимали, что эта помощь есть, что она существует. Такие центры медико-социальной реабилитации, — новое, адекватное и необходимое явление в сложившейся ситуации.

 Текст: Светлана Чеботарёва

Фото автора и из архива «Первого номера»