23-й сезона театр на Соколе закрывает классической постановкой романа Тургенева «Отцы и дети» (12+)
Это, конечно, своеобразная смелость — взяться поставить тургеневских «Отцов и детей» (12+). Роман практически все читали, а если и нет, хотя бы в школе пролистывали. Да и кто такой Евгений Базаров, любой может ответить заученной школьной формулировкой — это «новый» человек, отрицающий авторитеты.
И тут перед режиссёром стоит дилемма: или поразить зрителя и осовременить классику, как это сделал Константин Богомолов в 2008 году, когда переселил героев Тургенева из уютных поместий на номенклатурные дачи, а отцу Базарова дал шесть соток, либо идти традиционным путём и на этом пути попытаться найти что-то своё.
Тургенев от Шапиро
Художественный руководитель Липецкого драматического театра (на Соколе) Геннадий Балабаев взял за основу своей постановки ставшую уже хрестоматийной инсценировку романа советско-латвийско-российского режиссёра Адольфа Шапиро. Впервые свою версию «Отцов и детей» тот показал в начале 2000-х в Таллинне. Его постановка так заворожила зрителя, что «Отцы и дети» в начале XXI века вновь начали триумфальное шествие по театральным подмосткам: Москва, Ярославль, Саратов, Екатеринбург…
Навязанного советской школой «прогрессивного духа» у «Отцов и детей» Шапиро нет. Да и само противопоставление возрастных категорий в контексте спектакля — это не конфликт, а всего-навсего порядок жизни. Это история нескольких поколений, но, как и положен любой русской истории, она наполнена нежностью и печалью, особенно во втором действии. По сути, у Шапиро в Тургеневе много Чехова. Но так ли хорошо мы знаем Тургенева? Ведь когда-то Чехов словами Тригорина в «Чайке» (12+) посетовал: «Всё равно скажут, что «Отцы и дети» лучше». Может, Шапиро вернул нам классический русский роман?
Что наша жизнь — любовь
Вот и Балабаев не зацикливается на спорах либерала Павла Петровича Кирсанова и нигилиста Базарова. Эти споры — лишь фон для многочисленных любовных перипетий. Смотришь на сцену и понимаешь: батюшки, да это же роман про любовь: пары, любовные треугольники: Фенечка и Николай Петрович, Фенечка — Николай Петрович — Базаров, Аркадий — Одинцова — Базаров, Аркадий и Катя, Базаров и Одинцова. Недаром же подзаголовком к названию спектакля у Балабаева идёт «История любви и страсти нигилиста в двух действиях». Любовных приключений у Базарова, да и не только у него, в этом спрессованном в 2,5 часа спектакле действительно много.
Вот в гостях у Кирсановых он легкомысленно увлекается женой хозяина дома — Фенечкой. В гостях у Одинцовой они с Аркадием оба приударяют за «роскошной бабой». Потом-то Аркадий находит девушку по себе — Катю, под каблучком у которой ему будет комфортно. А вот между Базаровым и Одинцовой разыгрывается классическая тургеневская любовь (вспомните все остальные романы классика) по формуле: они любили друг друга, но вместе быть не могут — се ля ви. Оба молодые, красивые, сильные, свободные (не то что сам Тургенев и Полина Виардо) и несчастные. Она — надломленная, возможно когда-то любившая и разочаровавшаяся — есть что-то такое (слегка уловимый намёк, интонация) в монологе Одинцовой про Петербург. Он — заложник идеи, отрицатель, революционер, как говорил про него сам Тургенев (только, как оказалось по роману, жизнь не очень-то и любит революционеров). Для Базарова в начале спектакля любовь — выдумка, правда — только секс, физиология. Для Базарова в финале любовь — поражение и одновременно примирение с жизнью отцов.
Да и нет у Балабаева этого поколенческого спора, потому что, по сути, и у Тургенева его не было. Нас учили в школе, что Павел Петрович и Базаров — антагонисты. А в спектакле мы видим, что между ними больше общего и судьбы их сходны: что у одного жизнь не сложилась, потому что любил долго, несчастливо и под конец жизни вынужден делить дом с братом, что второй ухнул в любовь с головой, а что дальше делать, не знает — у родителей от любви спрятался, в работе. Базаров и Павел Петрович — этакие кривые зеркала друг для друга, отражаются, но не узнают себя в отражении.
Любовь отцов к детям
Геннадий Балабаев славится умением точно поставить артиста на роль. Несомненный успех — родители Базарова в исполнении Игоря Коробова и Лилии Журман. Эти охи и вздохи, семенящая походка, улыбка со cлезами в голосе — смотришь и понимаешь: именно такими и были родители у Базарова, именно поэтому он от них сбежал, но именно поэтому и вернулся к ним, когда сильно припекло, — такие родители не предадут.
Трогательные в своей суетливо-преданной любви к своему Енюшеньке, они раскрывают всю русскую родительскую суть: дети всегда должны быть лучше родителей, детей нужно поддерживать. И нет там никакого противопоставления отцов и детей, только безграничная родительская любовь. Сыновья тоже, только она под шелухой и чепухой новомодных взглядов глубоко запрятана. Вот смёл ураган по имени Одинцова всё наносное, и стало видно, как глубоко любит Базаров своих родителей, хоть и посмеивался над ними.
Два Базарова
И вот это перерождение Базарова Евгений Кузнецов очень хорошо показал во втором действии. Мечущийся Базаров, мучающийся Базаров, умирающий — это его Базров. А вот Базаров — хозяин жизни, которым тот предстаёт в первом действии, пока не доведён артистом до верхней точки. Но спектакль — живой организм, он находится в постоянной трансформации и росте. Всегда интересно наблюдать, как меняется вкус спектакля, как он настаивается от показа к показу.
Интересно и то, что в спектакле двойной состав. Базарова играет ещё и Михаил Труфанов. В Базарове Кузнецова есть что-то мефистофелевское: длинный чёрный плащ, шляпа, изящная бородка. Интересно, каким будет Базаров Труфанова, но, несомненно, это будет другой Базаров.
Как будет иной и Одинцова. Балабаев на эту роль поставил двух очень разных актрис и по темпераменту, и по фактуре: заслуженную артистку Липецкой области Сашу Иванцову-Гаделию и Елену Бизину.
С двумя разными парами главных героев: Иванцова– Труфанов и Кузнецов–Бизина — это будут совершенно разные спектакли. Очень интересно их сравнить. И даже если пары перемешаются — это будут новые акценты, дополнительные смысловые нагрузки, которые можно дать зрителю через игру артистов. 29 июня Одинцову в «Отцах и детях» сыграет Саша Иванцова.
Новое открытие
Приятным открытием премьеры уходящего сезона стали и два молодых артиста, которые недавно влились в труппу: Мария Калинина, сыгравшая Катю, и Степан Баженов — Аркадий. В силу ли возраста — они близки по возрасту своим героям, в силу ли темперамента — они смогли показать незамутнённую юношескую любовь, когда дети стараются быть взрослыми и серьёзными. Очень светлая любовь у них получилась. Да и сами они в светлых летних костюмах. Может, поэтому на их фоне особенно трагично выглядит любовь Одинцовой и Базарова, специально одетых в пасмурные наряды.
В «Отцах и детях», не отступив от текста и даже декорациями подчёркивая: это классический Тургенев, Балабаев сумел заново открыть нам набивший в школе оскомину роман. Роман, который, да, про лишнего человека Базарова, но в большей степени про любовь, потому что только любовь, по Тургеневу, и это подчёркивает Балабаев, и есть смысл жизни. Без любви человек, а это Ситников и Кукшина, азартно сыгранные Александром Гаделией и Марией Ушаковой, выглядят пошло и жалко. Без любви Базаров лягушек резал, а как полюбил, стал людей лечить. Да, любовь бывает разная, но именно она движитель этой жизни — про это и говорят с нами Тургенев и Балабаев.
Текст: Наталья Горяйнова
Фото: Александра Пастушенко