Возвращение легенды

Возрождение Липецкого тракторного даст толчок к развитию машиностроительного кластера

Белорусский холдинг «Амкодор», который производит тракторы и сельскохозяйственную технику, приступил к восстановлению производства на площадке ЛТЗ. На месте бывшего тракторного завода, обанкротившегося в 2009 году, планируют создать машиностроительный кластер, где смогут найти работу около 1 000 человек.

Липецкий Т-40

ЛТЗ построили в 1944 году на месте секретного предприятия «Станкострой», где в годы войны ремонтировали танки. С 1944-го до своего краха Липецкий тракторный строил пропашные тракторы, обеспечивая ими примерно 300 тысяч колхозов и совхозов СССР.

Вершиной липецкого и вообще советского тракторостроения стал универсально-пропашной трактор Т-40. Его запустили в серию в 1961 году и собирали до 1991-го. Т-40 считается лучшим трактором XX века в своём классе. По простоте, надёжности и долговечности для всего мира, как говорит Анатолий Гольцов, который в 1990-х возглавлял совет директоров ЛТЗ, трактор Т-40 был тем же, чем танк Т-34 или автомат Калашникова для военных. Не случайно первый французский космонавт Жан-Лу Жак Мари Кретьен, слетав в космос на космических кораблях «Союз Т-6» и «Союз ТМ-7», сказал, что доверяет только советским ракетам и тракторам, и купил для своего поместья в Бретани липецкий Т-40.

Завод, которого нет

Вторым шедевром липецких тракторостроителей стал интегральный трактор ЛТЗ-155 конструктора Александра Дурманова. Чтобы запустить эту машину в серию, на Тракторном снесли всю нечётную сторону улицы 3 Сентября и построили там новые цеха, по сути дела, ещё один тракторный завод. Правда, потом его снесли, а ЛТЗ-155 так и не запустили в серию.

Липецкий тракторный завод, который выпускал по 50 тысяч тракторов в год, начал умирать в первой половине 1990-х, и в 2009-м на нём поставили крест. В качестве причины краха называют в том числе и ту, что липецкие тракторы к началу 1990-х морально устарели. Но это не так. С точки зрения технического прогресса ЛТЗ шёл не только в ногу с ведущими тракторостроительными компаниями мира, но и опережал их.

— Мы в 1998 году ездили в Венгрию на выставку ведущей немецкой машиностроительной компании Claas KGaA GmbH, — рассказывает Анатолий Гольцов. — Помню, что там, глядя на шедевры технической мысли, я испытал и восхищение, и горечь. Мы у себя в Липецке никак не могли запустить в серию наш 155-й трактор, а там уже вовсю делали деньги на идеях и наработках наших конструкторов, которые изобрели и построили опытные образцы трактора нового поколения. На всех машинах, собранных на выставке, была реализована дурмановская интегральная схема!

Шакутин и белорусский холдинг

Оживлением производственной деятельности на площадке бывшего ЛТЗ займутся белорусская группа «Амкодор» и российский «Трансмашхолдинг». Для реализации этого проекта ещё в декабре прошлого года создали ООО «Амкодор-ЛТЗ». Среди его учредителей — «Амкодор-центр» и «Амкодор-Брянск», имеющие по 25% в уставном капитале новой компании, и «Русский трактор» с долей в 50%. «Трансмашхолдинг», который вообще-то специализируется на выпуске рельсового транспорта: от электровозов до вагонов метро и запчастей для трамваев, имеет к этому проекту самое прямое отношение — он через концерн «Тракторные заводы» контролирует «Русский трактор».

Главным в этом проекте, судя по всему, станет ОАО «Амкодор» (первые четыре буквы обозначают города, где располагались его заводы — Андропов, Минск, Коростень, Орел. Три последние буквы — сокращение от «дорожные машины». После распада СССР название «Амкодор» досталось белорусскому предприятию. — Прим. ред.) и его основной бенефициар Александр Шакутин. Для «Амкодора» липецкая площадка — это уже пятый завод в России. Другие находятся в Брянске, Петрозаводске, Гатчине, ещё один завод — «Амкодор-Агидель» — в прошлом году начали строить под Уфой.

Собственник «Амкодора» Александр Шакутин, как пишут в белорусских СМИ, деревенский парень, который стал одним из самых богатых бизнесменов Беларуси. В деревне Большое Бабье, где он родился, вырос и работал трактористом, его до сих пор все зовут просто Сашка Шакутин. В начале 1980-х он закончил Минский медицинский институт по специальности «хирургия», а перед тем как уйти в бизнес, работал главным врачом медсанчасти Минского тракторного завода.

Акции «Амкодора» Шакутин выкупил в начале нулевых. «Амкодор» имеет, может быть, самую забавную для промышленного предприятия родословную среди своих «коллег» в сфере машиностроения. Предприятие появилось в 1927 году на окраине Минска. Сначала это была фабрика, где делали детские игрушки из папье-маше. Позже там начали выпускать санки, детские коляски и велосипеды, бидоны и чайники, плетёную из лозы мебель и десятичные весы. С начала 1950-х стали производить землеройные машины, канавокопатели и аэродромно-уборочную технику. В 1990-е на предприятии собирали автобусы Ikarus-280. Сегодня в холдинг «Амкодор» входят 26 предприятий, на которых работает около 10 000 человек.

Третья площадка

Для возрождения производственной деятельности на территории бывшего тракторного завода на Соборной, 1, решили задействовать проверенный механизм привлечения инвесторов: льготы, преференции и бесплатную инженерную инфраструктуру экономической зоны. Для этого территорию бывшего тракторного завода решили включить в состав федеральной экономзоны — ОЭЗ «Липецк».

Впервые информация о расширении ОЭЗ попала в СМИ в ноябре прошлого года после встречи Игоря Артамонова с министром экономического развития России Максимом Решетниковым, на которой губернатор и заявил о планах областного правительства создать ещё одну площадку ОЭЗ «Липецк», а министр согласился, что это правильное решение.

В принципе вопрос о создании третьей площадки федеральной экономзоны обсуждался с середины 2010-х, когда на втором участке под Ельцом только шло зонирование земли.

— Мы рассматривали тогда в качестве перспективных территорий для создания третьей площадки Усмань, Добринку и Хлевное, — рассказывает Иван Кошелев, который в те годы был генеральным директором ОЭЗ «Липецк».

В начале декабря 2022 года вице-губернатор Сергей Курбатов на Татарстанском машиностроительном форуме рассказал, что расширение федеральной ОЭЗ планируется за счёт площадки тракторного завода.

— Речь идёт о том, что в состав ОЭЗ войдёт ещё одна площадка, которая находится непосредственно в Липецке, — докладывал в Казани Курбатов. — И эта площадка будет профилирована исключительно под предприятия машиностроения.

Липецк-Центр

Позже Артамонов уточнил, что на третьей площадке ОЭЗ «Липецк», получившей название «Центр», создадут мультифункциональный научно-технологический центр, который будет работать не только на благо Липецкой области, но и на развитие всего российского машиностроения.

«Очень рассчитываем, что создаваемый нами мультифункциональный научно-технологический комплекс станет важнейшим этапом в развитии отечественного машиностроения», — написал он в своём TГ-канале.

После новогодних каникул Артамонов во время своей рабочей встречи с президентом попросил Путина, чтобы тот поддержал начинание липецкого правительства налоговыми льготами.

— Если будет решение о присоединении территории бывшего тракторного завода к экономической зоне и инвесторы, которые туда зайдут, получат льготы, у нас всё получится, — заверил липецкий губернатор президента.

Из последних новостей известно, что липецкое правительство согласовало свой проект в Минэкономразвития и, можно сказать, формально у ОЭЗ «Липецк» появилась третья площадка. Правда, те, кто в своё время оформлял документы на первую и вторую площадки, не завидует тем, кому предстоит пройти через тернии, чтобы получить все необходимые разрешения на площадку «Центр».

От тракторов до сеялок  

По ОКВЭДу и по многочисленным заявлениям участников проекта, «Амкодор-ЛТЗ» будет заниматься производством машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства. Конкретной информации, о каком именно оборудовании и машинах идёт речь, пока нет. Председатель совета директоров ОАО «Амкодор» Александр Шакутин, встречаясь с журналистами, заявил, что участники проекта уже сформировали линейку из 50 наименований, которая состоит из перечня навесной сельхозтехники и сложных аграрных машин.

Под сложными аграрными машинами, видимо, подразумеваются сельскохозяйственные тракторы. По крайней мере, генеральный директор «Трансмашхолдинга» Кирилл Липа на выездном заседании комитета Союза машиностроителей России и экспертного совета Государственной Думы по промышленности и торговле, которое прошло в Липецке 12 мая, говорил о том, что на бывшем ЛТЗ будут производить тракторы.

— Производство тракторной техники, — заявил Кирилл Липа, — крайне важно и для Липецкой области, и для страны в целом. Наша задача — возродить то производство, которое было здесь в советские годы.

Белорусский трактор в Липецке

О том, какие сельскохозяйственные тракторы мог бы производить в Липецке «Амкодор», можно судить по той линейке, которую эта компания производит на своих заводах, если, конечно, белорусы не разработают для Липецка новый трактор, что маловероятно. Хотя у большинства экспертов «Амкодор» почему-то ассоциируется со строительной техникой типа бульдозеров, автогрейдеров и экскаваторов, компания выпускает, например, универсальный трактор Аmkodor 5300 и его модификации, которые применяют для предпосевной обработки почвы, посева зерновых и других культур. Это мощный трактор с двигателем 330 лошадиных сил. Не уступая по дизайну лучшим российским и зарубежным машинам своего класса, по техническим характеристикам он отдалённо напоминает «Кировец К-424», хотя питерский трактор слабее Аmkodor на 100 лошадиных сил, и американский John Deere 8310R с двигателем 310 лошадиных сил.

К слову сказать, концерн John Deere Werke Bruchsal планировал в своё время построить свой завод в ОЭЗ «Липецк». Американцы собирались производить у нас сельскохозяйственные тракторы и механизмы для заготовки леса, то есть у них была повестка, напоминающая ту, с которой в липецкую экономзону заходит «Амкодор».

Оборудование для леса

 

Если мечтать о производстве на площадке бывшего ЛТЗ оборудования для лесного хозяйства, то вполне возможно, что в Липецке когда-нибудь будут производить белорусские харвестеры и форвардеры. Харвестеры — это машины, которые заменяют лесорубов. У них есть стрела с харвестерной головкой, с помощью которой спиливают деревья и крыжуют хлысты. В прайс-листе «Амкодора» семь моделей таких машин. Форвардеры — это, можно сказать, гибрид лесовоза и трелёвочного трактора — с лесосеки на них вывозят лес, который они сами загружают на свою грузовую площадку. К этому списку можно добавить, например, мульчирователь Аmkodor 2021, предназначенный для обработки почвы при лесовосстановлении и для ухода за лесными насаждениями. Но всё это, конечно, предположения.

Что касается навесного и прицепного оборудования, то «Амкодор» может производить в Липецке практически всё: от зерновых сеялок, ротационных косилок и ворошителей сена до дисковых борон и культиваторов.

Долгая дорога в дюнах

Сегодня, чтобы представить на месте ЛТЗ процветающее производство техники, нужно иметь богатую фантазию. Губернатор Артамонов в своём ТГ-канале и в публичных выступлениях уже много раз описывал, в каком состоянии находится площадка бывшего флагмана советской индустрии.

— Территория за многие годы простоя пришла в полный упадок, — говорил Артамонов. — Больно на всё это смотреть. Это или руины, или пустые заброшенные цеха. Территория Липецкого тракторного завода, где планируется создание кластера, требует очень серьёзных вложений. Даже несмотря на то, что целые, в прямом смысле этого слова, цеха там всё-таки есть, объём инвестиций предстоит очень большой.

 

Вряд ли руины ЛТЗ могут испугать Александра Шакутина. У себя в Белоруссии он имеет репутацию предпринимателя, который скупает убитые предприятия и возвращает их к жизни, хотя и не скрывает ни от кого, что с его точки зрения покупать старый завод экономически нецелесообразно — дешевле построить новый.

«Амкодор» и «Трансмашхолдинг» уже начали работать над восстановлением промышленной деятельности площадки «ЛТЗ» — на первом этапе им предстоит реконструировать и построить цеха общей площадью 220 тысяч кв. м. Для восстановления промышленного производства нужно инвестировать в проект 40,5 млрд рублей. 40 млрд возьмут в «Банке развития и внешнеэкономической деятельности», ВЭБе. 500 млн займут у липецкого областного фонда развития промышленности.

Как сообщил Игорь Артамонов во время своего отчёта (см. № 20 от 23 мая), «Амкодор» и «Трансмашхолдинг» сделали первые инвестиции в возрождение завода — внесли 200 млн рублей в уставной капитал липецкого юрлица, которое будет заниматься проектом.

Когда с конвейеров новых цехов на месте погибшего ЛТЗ сойдут первые тракторы и сельскохозяйственная техника, пока никто не может сказать.

— Мы очень хотим оживить площадку тракторного завода, — сказал Игорь Артамонов около года назад. — Мы работаем в этом направлении, прикладываем все возможные усилия. Но обещать, что завтра или через год мы возродим тракторный завод, не буду, — это долгая дорога в дюнах.

Текст: Виктор Унрау

Фото: с сайта amkodor.by и из архива «Первого номера»