С боевым приветом

Письма с фронтов Великой Отечественной

Измятые треугольники с полустёртыми следами химического карандаша хранят во многих российских семьях. Письма фронтовиков к родным пропитаны нежностью и любовью, заботой о близких. А в их строчках — правда войны без прикрас. Эта ниточка, которая связывала родных людей в тылу и на передовой, — бесценное свидетельство истории.

Вперёд к полной Победе над врагом

Иван Петрович Перцев родился в 1912 году в Измалково. Его последнее письмо сестре Анне пришло в начале августа 1942 года. Положение советских войск тогда было отчаянным, в войсках распространили приказ Верховного Главнокомандующего № 227 от 28 июля 1942 года: «Отступать дальше — значит загубить себя и вместе с тем нашу Родину». Но настроение старшего лейтенанта Перцева далеко не паническое. Он понимает, что может погибнуть, но полон решимости.

«Здравствуй, сестра Аня! Спешу сообщить, что я жив, здоров, чего и вам желаю. …Нет времени писать, пишу на ходу, ибо, может быть, письмо последнее. Привет всем родным и знакомым. … Сейчас за Родину, за Сталина, вперёд к полной Победе над врагом… Смерть немецким оккупантам!» О том, что случилось с Иваном Петровичем, рассказывает другое письмо — от его друга и сослуживца Петра Кливаденко: «Анна Петровна, дорогая сестра моего лучшего друга Ивана Петровича, очень не хотелось мне писать, но… Ваш брат погиб на боевом посту. Враг бросал в него гранаты. Ваня четыре штуки отбросил обратно, а пятая попала недалеко от него, и осколком его тяжело ранило. Его последние слова были: «Товарищи, бросьте меня, идите вперёд». Враг дорого поплатился за жизнь Ивана… С товарищеским приветом Петр Кливаденко, 17 августа 1942 г.».

Защищаю русскую землю от проклятых зверей

Иван Петрович Курносов родился в 1924 году в Ельце. Он погиб под Берлином в апреле 1945-го, когда до Великой Победы оставалось всего несколько дней. «22 января 1943 года. Привет с передовой линии фронта! Добрый день или вечер, много[1]уважаемые мама, Юля, Нюра. О себе сообщаю, что жив и здоров, чего и вам желаю. Дорогая мама, я сейчас от фрица в 100 метрах и даже меньше.

Я сел написать вам письмо, потому что получил задание идти в разведку. Может, оно будет последним. Проклятым фрицам не дают жизни наши артиллеристы, от них остаются только воспоминания и мокрое место. Дорогая мама, Юля и Нюра, прошу вас, простите меня, если я вас чем огорчил. Дорогая мама, будь бодрей, ты сама знаешь, что я защищаю свою русскую землю от этих проклятых фашистских зверей. Мы их били и будем бить, чтобы этих сволочей не было на свете. С именем дорогого Иосифа Сталина мы победим, ведь русские люди — это сталь. Я, мама, до тех пор буду драться, пока не уничтожу их, сволочей, с сотню, тогда и можно будет умирать. Мама, ещё тебя прошу, будь мужественной женщиной. Мы ещё с тобой увидимся, как победим фашистов, ну а если не увидимся, то не горюй, а посмотри, какая жизнь после войны будет…».

Четыре похоронки подряд

Иван Сидорович Андреев родился в 1924 году в Долгоруково. С отличием окончил школу и поступил в Елецкое медучилище. Прямо в день рождения, 23 февраля 1942 года, получил направление на фронт, в санбат. 18-летний мальчишка выносил мёртвых и раненых. Четыре раза его засыпало землёй от взрывов. Каждый раз после этого родителям отправляли похоронки. Но погиб Иван не на поле сражения. Его направили закончить образование в высшее Ленинградское медучилище имени Щорса, оно было эвакуировано в Омск. Но доучиться было не суждено — обострились головные боли из-за контузии, и в августе 1943-го, в возрасте 19 лет, он скончался в госпитале.

Это последнее письмо Ивана Сидоровича маме. Его сложно читать — буквы расплылись от слёз, пролитых ей над бумагой. «…Привет родным и знакомым… Дорогие родители … и жизнь становится не милой если… погиб Фома, а ведь я с ним с малых лет вместе… вместе. Ведь он был ранен… в ногу, в бедро… тоже был на поле боя… Конечно, дорогие родители, я знаю, что вам сейчас очень и очень трудно жить, ну что же, может… г. Омск».

Фашистское логово перед нами

Иван Фёдорович Поповичев родился в 1924 году в Фащёвке. Он был связистом в 70-й армии Первого Белорусского фронта. После войны жил в Липецке, работал главным инженером института «Гипроцентролит». Женился, вырастил двоих сыновей. Умер в 1991 году.

«18. 09. 1944 г. Здравствуйте, мама, Вася, Катя! Передаю вам свой фронтовой привет. В бой решительный скоро пойдём, Варшава наша будет. … Пишите обо всём. Какой сняли урожай, как с топливом, как с хлебом? Пусть Вася опишет, как дела с заводом. Много ли платите налогов? С боевым приветом. Ваш сын».

«22. 02. 1945 г. Передаю вам свой боевой привет и желаю всего наилучшего. …Итак, фашистское логово перед нами. Ну что же, мы теперь у немцев «погостим». А далеко ведь я забрался? Кажется, совсем недавно уходил в армию. Был июль 43 года, шла битва за Орёл. А теперь я от Берлина ближе, чем Орёл от Липецка. … Мама, ты обижаешься, что не пришлю фото. Просто негде сфотографироваться».

«15.03.1945 г. Здравствуйте, дорогие мама, Вася, Катя! Привет из Германии! Доколачиваем остатки немцев в Данциге, сбрасываем их в Балтийское море. Когда мы вошли в Германию, то в сёлах и городах не было ни одного немца. А сейчас, когда их прижали к морю, они тикают обратно по домам. Мы являемся хозяевами везде здесь. Любой немец, встречая нашего бойца, снимает шапку и в пояс кланяется. И обязательно кисло улыбается… До свидания, с приветом. Ваш сын».

Текст: Марина Карасик по материалам ОКУ «ГАЛО»

 Фото: ОКУ «ГАЛО