Отцы и деды липецких соколов

На фюзеляжах всех самолётов 402 полка изображали сокола. Лётчиков из-за этого называли соколами

От лётчиков Первой мировой до героев СВО — исторические очерки Виктора Унрау

402-й авиаполк, который позже стал основой Липецкого авиацентра и получил наименование авиационная группа «Липецк», во время Великой Отечественной войны прошёл от Москвы до Берлина. Лётчики этого самого результативного полка Красной армии первыми развеяли миф о непобедимости Люфтваффе и добились превосходства в воздухе над немецкими асами, сбив 810 немецких самолётов.

402-й истребительный авиационный полк сформирован на подмосковном аэродроме Чкаловский. Полк называют авиационным спецназом. Это на современный лад. Вообще же он назывался полком не специального, а особого назначения. Его сформировали из лучших лётчиков и авиаинженеров СССР на третий день войны по личному распоряжению Сталина. Полк использовали для боевых действий на самых напряжённых участках фронта как резерв Ставки Верховного Главнокомандующего.

Во время войны 402-й полк впервые попал в Липецк в 1943 году. Лётчик 402-го полка Герой Советского Союза Сергей Павлович Шпуняков в своих воспоминаниях «В крыле «Дракона» пишет, что это был липецкий аэроузел, состоявший из шести аэродромов. Здесь полк переформировывали после боёв на Кубани. После войны лётчики полка учились в Липецке летать на реактивных самолётах. Позже полк переименовали в 968-й истребительный авиационный Севастопольский Краснознамённый ордена Суворова III степени полк. С 1992 года он получил постоянную прописку в Липецке.

Во время войны полк входил в состав 3-го истребительного авиакорпуса, которым командовал дважды Герой Советского Союза генерал Евгений Яковлевич Савицкий, ставший впоследствии маршалом авиации. На капотах всех самолётов авиакорпуса, в том числе и 402-го полка, рисовали символическое изображение сокола, бросившегося на свою добычу. Только вместо головы и клюва у него был обнажённый меч. Поэтому всех лётчиков 402-го полка на войне звали соколами. Судя по всему, именно поэтому липецкая авиационная группа высшего пилотажа ВВС России, созданная в 2006 году, получила название «Соколы России».

Дикая дивизия Савицкого

Евгений Яковлевич Савицкий в детстве был беспризорником, потом воспитывался в детдоме. Ему часто приходилось постоять за себя, поэтому он был отчаянным человеком, что наложило отпечаток и на его дивизию. 402-й полк состоял из таких же сорвиголов, как и командир дивизии. Несмотря на то что Савицкий в 1941 году уже был генералом, он с позывным «Дракон» постоянно совершал боевые вылеты и за всю войну сбил 22 немецких самолёта. И летал он драться с немцами только с лётчиками 402-го полка, к которому, как пишут историки, питал особую привязанность.

«Один пленный немецкий лётчик, — пишет бывший директор музея Липецкого авиацентра Владимир Масликов, — рассказывал, что его сослуживцы стали опасаться воздушных боёв с русскими, после того как Савицкий привёл на фронт свою «дикую дивизию».

Немцам действительно было чего бояться. Вот что творил, например, Герой Советского Союза Николай Дугин. «Они с Иваном Волочковым, — вспоминает Владимир Масликов в книге «Крылья Победы», — на самолётах Як-1 прикрывали от бомбардировщиков наземные войска 56-й армии. Дугин и Волочков сбили каждый по «юнкерсу», но их тут же атаковали четыре «мессершмитта». Пока лётчики от них отбивались, у Дугина закончились патроны. Два немецких лётчика это поняли и приготовились безнаказанно расстрелять безоружный «як». Однако Дугин, вместо того чтобы лавировать и попытаться уйти из-под огня, пошёл лоб в лоб на один из «мессершмиттов». В самый последний момент у немца сдали нервы, он резко отвалил в сторону, столкнулся со своим напарником, оба самолёта упали на землю и взорвались».

Вообще, судя по рассказам учёных и журналистов, которые занимаются историей авиации, Дугин и его группа не отступали перед неприятелем, даже если тот имел многократное превосходство. Однажды четвёрка Дугина напала на 16 «фокке-вульфов», которых прикрывали восемь «мессершмиттов». Наши сбили два немецких самолёта, остальные успели уйти за линию фронта.

В 1944 году, пишет историк авиации Алексей Заквасин, когда лётчики 402-го полка участвовали в освобождении Крыма и защищали плацдарм на Сиваше, они за несколько дней перебили столько «юнкерсов», что весь Сиваш был утыкан их хвостами, а Геринг приказал не применять Ju-87 на этом участке фронта.

В небе и на земле

Лётчики 402-го полка хорошо дрались не только в воздухе, но и на земле. Первым, не по своей, правда, воле, сменил военную профессию командир звена Виктор Скорняков. Как-то они с Сергеем Шпуняковым выследили самолёт-разведчик «Фокке-Вульф-189», который красноармейцы называли «Рамой». «Рама» возвращалась из советского тыла на большой высоте и могла уйти за линию фронта, потому что Скорняков и Шпуняков расстреляли весь боекомплект. Тогда Скорняков протаранил немецкий самолёт.

Во время удара его выбросило из кабины. Он потерял сознание и пришёл в себя, когда до земли оставалось каких-то 500-600 метров. Раскрыл парашют, снова потерял сознание, очнулся уже в плену. Скорняков дважды бежал из концлагеря, его ловили, избивали и возвращали обратно. Но однажды в Польше, когда его перевозили на поезде из одного лагеря в другой, побег был успешным: лётчик вышел к партизанам, воевавшим в Винницкой области, и стал подрывником. Пока Скорняков партизанил, он взорвал два моста и пустил под откос несколько немецких эшелонов с военной техникой и боеприпасами.

В самом конце войны к аэродрому, где базировался 402-й полк, прорвалась колонна немецкой пехоты на бронетранспортёрах. Кроме техников и механиков на аэродроме никого не было. Они дрались с неприятелем восемь часов — 379 немцев убили и 1 500 взяли в плен.

Любовь и соколы

Служили в 402-м полку и девушки. Их было 40 человек. Правда, пилотов среди них не было. Они трудились в штабе, столовой, готовили самолёты к вылету и выполняли другую техническую работу. Как рассказывает в своих дневниках начальник связи полка Михаил Харламов, им поручали ночную охрану аэродрома, хотя они боялись даже мышиного шороха. Что интересно, девчат, вспоминает в своих мемуарах Герой Советского Союза Анна Егорова, во время караульной службы ставили на самые опасные посты — туда, откуда скорее всего мог появиться враг. Всегда справедливо считалось, пишет Егорова, что женщины бдительнее мужчин и никогда не засыпают в карауле.

Женщины больше мужчин страдали от тех условий, в которых часто оказывался 402-й полк. Нередко жили в землянках и по месяцу не были в бане. Особенно тяжело приходилось оружейницам. Среди них были в основном вчерашние школьницы, девчонки по 17-18 лет. Они набивали патронами пулемётные ленты и заряжали пушки снарядами. Снаряды, прежде чем вставить в магазины, отмывали от консервирующей смазки бензином. От этого кожа на их руках и лицах трескалась и покрывалась язвами.

Что касается отношений между мужчинами и женщинами в 402-м полку, то они, судя по воспоминаниям и даже по официальным документам, были старозаветными и, можно сказать, восточными. Тем более что в полку почти с первого дня и до самого конца войны начальником штаба был приверженец строгой нравственности майор Галяутдин Шайморданович Шайморданов. Пишут, когда он прибыл в полк, то первым делом заявил, что не потерпит «свинского» отношения к девушкам: «Вы понимаете, о чём я говорю, — сказал он. — Кто не понял, того отдам под трибунал, невзирая на заслуги».

Рассказывают, однажды красноармеец Варя Беленец придумала очень важное приспособление для самолёта. Новшество испытал в воздухе будущий Герой Советского Союза Анатолий Ермолаевич Рубахин, который был в то время без пяти минут командиром 402-го полка. Варино изобретение так ему понравилось, что, приземлившись, он поблагодарил девушку за службу и поцеловал в щёку. Но тут он увидел, что на него смотрит неумолимый Шайморданов. Рубахин подскочил к нему, приложил ладонь к козырьку и отчеканил: «Товарищ майор, запишите нас женихом и невестой. После войны мы поженимся».

Но Шайморданов конца войны ждать не стал. У него был большой список «провинившихся», он собрал их всех и приказал жениться на девушках, к которым они, как говорится, «били клинья». Пишут, что ни во время войны, ни после ни один брак не распался.

Генерал взял под козырёк

Повиноваться правоверному майору пришлось и генералу Савицкому. В 402-м полку писарем по учёту самолётов служила Лидия Павловна Лазаренко. Это, как пишут, была видная девушка, и генералу она приглянулась. Прилетев как-то в полк, он вызвал к себе Шайморданова и сказал, что забирает Лазаренко с собой в штаб дивизии.

— Не могу подчиниться, товарищ генерал, — ответил Шайморданов. — Хотите забрать Лазаренко, напишите письменное распоряжение о её переводе в штаб дивизии.

Савицкий написал распоряжение и заверил полкового блюстителя нравственности, что у него относительно Лазаренко самые чистые намерения. Он женился на Лидии Павловне, через год у них родилась дочь Светлана. Сегодня большинство жителей планеты знает не прославленного маршала авиации, а лётчика-космонавта СССР дважды Героя Советского Союза Светлану Савицкую, которая два раза летала на орбиту и первой среди женщин вышла в открытый космос.

Владимир Никишин в 2013 году вышел в запас, но в 2021-м вступил в авиационное крыло ЧВК «Вагнер»

Учились на Героев в Липецке

Герой России Владимир Николаевич Никишин

2 декабря 2022 года под Клещеевкой, недалеко от Артёмовска, экипаж фронтового бомбардировщика Су-24М в составе лётчика Александра Антонова и штурмана Владимира Никишина повторил подвиг Николая Гастелло, который 26 июня 1941 года первым из советских лётчиков направил горящий самолёт на механизированную колонну врага. Александр Антонов учился воевать в Липецком авиацентре. Он закончил Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков, а потом молодым лейтенантом осваивал бомбардировщик СУ-24 в Липецке. Его хорошо знал депутат Липецкого горсовета, преподаватель ФКУ «Войсковая часть 62632» Андрей Захаров.

— В 2010 году Антонов Александр Сергеевич оттачивал своё профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации в нашем авиацентре, — рассказал «Первому номеру» Захаров. — Я был у него преподавателем. Знаю, что он в составе авиационной группы ВКС России принимал участие в военных операциях в Сирии, а в прошлом году уволился из Вооружённых сил и заключил контракт с ЧВК «Вагнер», служил в её авиационном крыле. С Никишиным Владимиром Николаевичем я никогда не пересекался, но он как штурман фронтовой авиации тоже должен был проходить подготовку в Липецком авиацентре.

Встречайте, с…, папу

Заслуженный военный лётчик России Герой России Александр Сергеевич Антонов

 

Около десяти часов вечера 2 декабря ВСУ предприняли попытку танкового прорыва около села Клещеевка, где стояла в обороне одна из частей «вагнеровцев». Командир штурмового отряда группы «Вагнер» запросил через авианаводчика поддержку с воздуха — была серьёзная опасность, что «вагнеровцы» потеряют позиции, отбитые у ВСУ, и понесут большие потери.

Командование направило в район Клещеевки два фронтовых бомбардировщика Су-24, в одном из которых были Антонов и Никишин. Такие вылеты, рассказывает их сослуживец с позывным «Максуд», всегда выполняются парами — на цель идут два бомбардировщика, и перед их экипажами ставят одну и ту же задачу. Чтобы нанести удар по колонне ВСУ, обоим самолётам нужно было углубиться на территорию противника. Было уже темно, но вскоре после вылета оба экипажа сообщили, что обнаружили цель и готовятся её атаковать. Через несколько минут в эфире прозвучала фраза Антонова: «Встречайте, суки, папу!», смысл которой пытаются сегодня разгадать пользователи социальных сетей, а политологи уже заявили о том, что она войдёт в учебники истории, как слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда!». После этого самолёт Антонова и Никишина пропал из эфира.

Но ещё не успел вернуться на аэродром второй бомбардировщик, а там уже знали от командиров штурмовых отрядов, в интересах которых работал экипаж Антонова и Никишина, что Су-24М с бортовым номером RF-93798 сбили из ПЗРК, когда он начал разворачиваться на боевой курс. В принципе, Антонов и Никишин могли катапультироваться, хотя «вагнеровцы» говорят, что у них это не принято. Лётчик со штурманом, видимо, решили выполнить задачу любой ценой. Все источники информации, начиная с наблюдательных постов и заканчивая камерами БПЛА, передавали одно и то же — подбитый самолёт Антонова и Никишина вышел на боевой курс, горит и падает на танковую колонну ВСУ.

Даже враги оказали им почести

Обломки бомбардировщика СУ-24, который пилоты ЧВК «Вагнер» направили на танковую колонну ВСУ

Это было уже не первое происшествие, связанное с применением боевой авиации ЧВК «Вагнер». В мае прошлого года, спасая штурмовиков из окружения, погиб доброволец, бывший командующий полком гвардейской авиабазы «Балтимор» под Воронежем 63-летний генерал Канамат Боташев. Рассказывают, что его штурмовик СУ-25 под шквальным огнём атаковал группу ВСУ, а когда выходил из атаки, его сбили «Стингером».

В этом году украинская ПВО обстреляла СУ-24, на котором за несколько дней до инцидента основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин совершал боевой вылет в качестве штурмана и бомбил подразделения ВСУ в Бахмуте. Бомбардировщик загорелся, и пилоту чудом удалось дотянуть до аэродрома.

Однако до сих пор ни один героический поступок, совершённый в период СВО, не произвёл на людей такого потрясающего впечатления, как подвиг Антонова и Никишина, повторивших таран механизированной колонны Николая Гастелло. Даже командование ВСУ передало России останки экипажа с воинскими почестями — их гробы накрыли российскими флагами и знамёнами ЧВК «Вагнер».

17 декабря 2022 года Указом президента России Александру Антонову и Владимиру Никишину присвоено звание Героев Российской Федерации (посмертно). Героя России Александра Антонова с воинскими почестями похоронили в Челябинске, где он служил до выхода на пенсию. Героя России Владимира Никишина — в Балашихе, там живут его дочь и внучки.

Текст: Виктор Унрау

Фото: архив ОКУ «ГАЛО», газеты «Первый номер» и из социальных сетей