Вся Россия в танце

В Липецке прошёл юбилейный фестиваль детских хореографических коллективов

Три дня праздника и общения. Фестиваль-конкурс «В гостях у «Родничка» (0+) собрал в центре Черноземья 23 коллектива из 11 регионов страны. В Липецк приехали около 500 ребят из Калуги, Пензы, Курска, Владикавказа (Северная Осетия–Алания), Алчевска (ЛНР) и села Кармаскалы (Башкирия).

Друга ты никогда не забудешь

Программа фестиваля плотная. С 11:00 до 14:00 — конкурсные выступления. В этом году организаторы рассмотрели рекордное количество заявок — из 48 коллективов приглашение в Липецк получил лишь каждый второй. Параллельно с конкурсной программой в арт-пространстве «Модное место» фольклорный ансамбль «Вера» знакомил ребят с традициями и культурой нашего региона. Главный специалист по фольклору Ирина Захарова рассказывала про народных кукол «Самокрутку», «Крупеничку» и «Поляницу». На мастер-классах на память о Липецке можно было слепить традиционную романовскую игрушку. А ещё творческие лаборатории, дискотеки и показательные выступления — всё это организаторы постарались уместить в три фестивальных дня.

— Дети, которые приезжают на конкурс, знакомятся с творчеством друг друга, с культурой нашей многонациональной страны, — говорит директор ОЦКНТ Ольга Колыбельская. — Потом они будут вспоминать эти годы как самые лучшие — когда встретились в Липецке друг с другом. В подтверждение этих слов — огромный баннер, который поставили на первом этаже ОЦКНТ. На нём ребята могли выразить свои эмоции, а заодно обменяться адресами и тёплыми пожеланиями. За всё время существования конкурса, а он был учреждён в 2004 году, в честь 25-летия ансамбля «Родничок», в Липецке побывали и перезнакомились более 2 000 ребят из разных уголков нашей страны.

Кавказ по-разному танцует

Кто-то здесь уже постоянный участник — как театр танца «VIP-поколение» Курской филармонии. В 2021 году ребята взяли Гран-при фестиваля, в этом — дипломы в номинациях «Русский танец» и «Сюжетный танец». А кто-то, как образцовый ансамбль танца «Сармат» из Северной Осетии, — впервые.

— Да вы близко от нас, всего 1 400 км, — улыбается руководитель ансамбля Эдуард Гугкаев. — Ведь главное в этом фестивале то, что идёт сближение: дети много проводят времени с другими коллективами, происходит обмен культурами. Наши ребята посмотрят, как танцуют русские народные танцы, мы покажем Кавказ. Танец — это душа Кавказа. Весь Кавказ по-разному танцует. Мы находимся рядом с Чечнёй и Ингушетией, но они по-другому танцуют, у них другой менталитет, и он отражается в танце — они более импульсивны. У нас танцы степенные. Огонь в любом случае есть, но он у всех разный.

Огонь осетинского танца жюри оценило первым местом.

Передать энергию в зал

Зрителей на просмотрах немного. В основном сами ребята, которые ревностно следят, как танцуют друзья-соперники.

— Понравились «Казаки», — восторженно говорит Альбина Фёдорова из ансамбля «Русский пляс» из Становлянского района. — От них прямо энергия в зал идёт. Мы тоже постарались передать энергию. Не знаю, как получилось. — Станцевали неплохо. Финал получился, — переводя дух, говорит её товарищ Дима Кривых.

На семь из 10 станцевали, — выносит вердикт Соня Карабанова. (Ребята только что со сцены, показывали свой танец жюри).

— Сложновато выступать в пустом зрительном зале: нет поддержки, аплодисментов, — признаётся юная танцовщица из задонского ансамбля «Ромашки» Варвара Сергеевна Козина, именно так она представилась. — А жюри, конечно, мешает (смеётся). Волнительно перед жюри выступать. Мы первый раз показываем на большой сцене «Марусеньку», танец некрасовских казаков. Конечно, были недостатки, но надеемся на хороший результат.

Руководители коллективов тоже внимательно наблюдают. Говорят, фестиваль — это хорошая школа.

— Даже если ты, как говорится, коллектив 10-ти звёзд, всегда найдётся у других то, что ты ещё не делал, — говорит заслуженный работник культуры ЛНР руководитель ансамбля «Юный металлург» Виктория Мирошниченко. — Я посмотрела коллективы Липецкой области, которые выступали в первый день просмотра, и получила огромное удовольствие: очень профессионально, грамотно выстроенные номера, хорошая техника у детей, руководители этих коллективов вызывают большое уважение.

Как танец выжить помогает

В Липецке Виктория Петровна хотела показать хореографическую композицию «Гимнметаллургов». Но этот танец исполняют 40 человек, а по условиям конкурса можно привезти лишь 20. «Юные металлурги» представили «Русские вертушки» и «Черноморочку» — танец, построенный на казачьей хореографии. Виктория Петровна признаётся: не ждала приглашения, так как коллектив сейчас не в лучшей форме, ведь школы в ЛНР уже три года работают в дистанционном режиме, а занятия в танцевальных студиях из-за постоянных обстрелов ведутся эпизодически.

— За эти девять лет, что у нас идёт война, многие уехали. Нового набора в коллектив почти нет. Родители говорят: если в школе дети не учатся, то зачем танцевать ходить, — рассказывает Виктория Мирошниченко. — Для наших детей выехать в нормальную среду — это… — она замолкает, еле сдерживая слёзы. — Самыми тяжёлыми были 2014-й и 2015-й. Потом стало поспокойнее. Мы в Россию ездили на конкурсы постоянно: четыре года подряд в Кострому, в 2018-м — в Смоленск, в 2022-м были в Нижнем Новгороде. Сейчас у нас опять прилёты. Прямо перед тем, как мы к вам выехали, ВСУ обстреляли автостанцию.

На вопрос, откуда берут силы заниматься искусством, говорит, что без него вообще бы не выжили. «Юные металлурги» увезли из Липецка диплом III степени в номинации «Сюжетный танец».

Зажечь звёздочку

Каждый коллектив представил несколько номеров. Борьба за признание шла в четырёх номинациях. Острее всего в «Русском танце» — большинство коллективов приехало с такой программой. Всего жюри оценило около 80 композиций. И было очень строгим: в некоторых номинациях первое место так никто и не получил.

— В любом конкурсе есть критерии, на которые опирается жюри. В первую очередь это школа исполнительского мастерства. Потом уже смотрим постановочный процесс: как идея сочетается с её воплощением, — говорит председатель жюри заслуженный работник культуры России заведующая отделом хореографического искусства Российского Дома народного творчества Анна Калыгина. — Мы в первую очередь оцениваем весь коллектив, но, конечно же, какую-то звёздочку обязательно найдём — как среди исполнителей, так и среди педагогов: как они владеют материалом и как реализуют свой педагогический талант в подопечных. В этом году такой звёздочкой стал образцовый ансамбль народного танца «Йондоз» из Башкирии — он получил Гран-при фестиваля. Наверное, по-другому и быть не могло, ведь на русский название ансамбля переводится как «звезда». Юные танцоры из Башкирии представили две композиции: «Весенние напевы» и «Весёлые портнихи».

— Для башкирского народа танец — это основной вид искусства. В нём отражается не только наша культура, но и быт: обычаи и традиции, — говорит руководитель ансамбля Гульназ Хакимова. — С традициями башкиров с помощью танцев мы и хотели познакомить участников фестиваля. Насколько богата и красива Россия, какими разнообразными традициями обладает, липчане увидели во время гала-концерта, где на одной сцене меняли друг друга калмыцкие, башкирские, осетинские, казачьи и русские танцы — танцы нашей многонациональной и единой страны.

Текст: Наталья Горяйнова

Фото: Сергей Паршин и пресс-служба ОЦКНТ