Мемориалу «Скорбящая мать» вернут исторический облик
В своей мастерской уже почти месяц трудится липецкий скульптор Андрей Сулин. На стене со специальной поверхностью размещён знакомый многим жителям не только Сокола, но и всего Липецка лик. Той самой Скорбящей матери. Он был частью мемориального комплекса, расположенного на Сокольском кладбище.
Святое место
Мемориал в честь липчан, погибших в годы войны, на Сокольском кладбище возвели в 1965 году. Здесь с 1941-го по 1943-й хоронили красноармейцев, умерших от ран в липецких госпиталях. Фамилии 103 из них были восстановлены и высечены на отдельном постаменте. В 1982 году после ремонта мемориала их имена нанесли на четыре отдельные каменные страницы и разместили на стене с барельефом Скорбящей матери. В 2010-е памятник пришёл в аварийное состояние — треснула стена. Два года назад его отремонтировали: заменили прежние конструкции на монолитные бетонные, поменяли ступени, уложили плиточное покрытие. Образ Скорбящей матери выполнили в виде гравировки. Обновлённый символ памяти местные жители узнали не сразу.
— Его покрасили в серый цвет, — говорит Надежда. — Я его не узнала. Было ощущение, что это только начальный этап реконструкции. На 9 Мая мы с семьёй приходим почтить память наших предков, цветы возложить. Для нас это святое место. Мы хотим, чтобы оно выглядело достойно.
Нравственный вопрос
Возмущение сокольцев набирало обороты. Решить вопрос помогла депутат округа, директор лицея № 3 имени Москаленко Светлана Тюнина.
— Формально у меня нет претензий к прошлому подрядчику, — говорит Светлана Валерьевна. — Он выполнил большую ремонтную работу. У меня, как жителя Сокола и историка, осталось недовольство тем, что не были ярко подчёркнуты элементы, которые объясняют смысл памятника. Здесь находится братская могила. В ней похоронены бойцы, умершие от ран в госпитале, который находился в школе № 3. Мы бережно относимся к истории, у нас есть музей с ценными экспонатами. Со старшеклассниками ежегодно высаживаем деревья. В прошлом году у мемориала высадили 30 лип как символ памяти. Вопрос исторического облика — не экономический, а нравственный.
Признать и исправить ошибку
Мнение депутата поддержали в мэрии. Департамент градостроительства признал ошибку. Доработанную концепцию мемориального комплекса представили в конце прошлого года. Липчане её одобрили. Она предполагает возвращение барельефа с изображением матери, скорбящей по погибшим сыновьям, надписи «Вечная слава героям 1941–1945», таблички с именами липчан, погибших в годы Великой Отечественной. На эти цели из городского бюджета выделено более 1 млн рублей. Торги выиграл липецкий подрядчик «Мастерская Бредихиных». Самую ответственную миссию возложили на Андрея Сулина. Липчане знакомы с такими его скульптурами, как «Фотография на память» в Нижнем парке и мемориал «Тербунский рубеж».
— Андрея Анатольевича я знаю как человека, который бережно относится к деталям, — говорит Светлана Тюнина. — Мне нравятся его работы. Думаю, он сделает всё с душой.
Не подвести сокольцев
Изображение из глины практически завершено. Его размер — 2 на 1,7 м. Потом сделают гипсовую форму и металлический каркас. Затем барельеф отольют из полимера и покроют сусальным золотом.
— Полимер — современный материал, сейчас его активно применяют, — поясняет скульптор. — Он практически вечный, но не такой дорогой, как бронза. Из такого же материала сделан монумент на площади Революции.
Мастер планирует завершить работу до 15 апреля. Готовый барельеф смонтируют на стене Памяти.
— На обновлённую композицию добавим памятные доски с именами 311 жителей Сокола, погибших в годы Великой Отечественной войны, — рассказал директор МБУ «Ритуальные услуги города Липецка» Евгений Лепекин. — Была проделана большая работа с липецким архивом по установлению имён. Раньше они были размещены на баннере, но это выглядело не очень хорошо. Мы решили нанести их на постамент. Причём четыре плиты останутся пустыми, чтобы, в случае появления новой информации, добавить фамилии героев.
Полностью мемориальный комплекс будет готов к 1 мая.
Текст: Виктория Толчеева
Фото: Сергей Паршин, Оксана Макарова и из архива Светланы Тюниной