Сталинские пятилетки, трамвай и учительский институт – Липецк 1940-х годов
Несколько следующих выпусков нашей рубрики мы подготовили с помощью материалов липецких газет разных лет. Сегодня в номере — статьи из «Липецкой коммуны». Именно так главная липецкая газета называлась с 1 мая 1930 года до 6 января 1954-го, когда образовали нашу Липецкую область. А расскажем мы о том, как жил наш город в послевоенные 1940-е.
Это было трудное и голодное время. Но люди, окрылённые недавней Победой над фашизмом, готовы были недоедать и просто одеваться, лишь бы поскорее восстановить хозяйство, разрушенное войной. Они героически работают, выполняют годовые производственные планы за девять месяцев. Это даёт результат, изменения к лучшему происходят во всех сферах: в культуре, образовании, в снабжении и торговле.
Грязь и соломенные крыши
Чтобы ярче представить, как выглядел наш город в те годы, мы приводим воспоминания Юрия Марчевского — отличника образования, бывшего директора 52-й липецкой школы, писателя и краеведа. В Липецк он приехал 10-летним ребёнком в 1947 году.
— Мы с родителями вышли из поезда на перрон, — вспоминает Юрий Дмитриевич. — Вокзал тогда был в районе Нефтебазы: одноэтажный, деревянный, выкрашенный в зелёный цвет, очень похожий на тот, что в фильме «Анна Каренина». Нас встретили на подводе и по улице Одноличке (сейчас Гагарина) отвезли к месту жительства, на улицу Фрунзе. Первое впечатление от города было удручающим: одноэтажные дома, крытые соломой. Никакого асфальта, грязь по колено. Ну просто большая деревня. Мы раньше жили во Владивостоке, отец, горный инженер, там работал. Родом он из Москвы, в столице я часто бывал у родственников. И вот после этих «цивилизованных» городов вид Липецка меня, честно говоря, ужаснул. Хотя справедливости ради надо сказать, что настолько же сильное, но уже позитивное впечатление чуть позже произвёл на меня бурный рост промышленности в те годы: металлургия и машиностроение развивались ударными темпами.
ТЭЦ для металлургов
В эти годы в Липецке интенсивно восстанавливается промышленность, достраиваются производственные мощности, к 1949 году заработала Новолипецкая ТЭЦ. Вот статья от 16 марта 1947 года: «Разгружены первые вагоны. На площадку Новолипецкого завода начало поступать электрооборудование для восстанавливаемой ТЭЦ. Доставлены уже генератор, котлы и много другого оборудования. Грузы в адрес ТЭЦ Новолипецкого завода продолжают поступать. В ближайшие дни ожидается прибытие ещё 30 вагонов с оборудованием и аппаратурой».
А вот уже заметка от 2 июля 1949-го: «В марте 1947-го на восстанавливаемую ТЭЦ Новолипецкого завода поставили первое оборудование. А через два года смонтировали и запустили уже второй котёл. 30 июня котёл был затоплен. В процессе постепенного поднятия давления пара монтажники и эксплуатационники устраняли мелкие дефекты.
— В ночь на 2 июля будет произведена проверка плотности пара, регулировка предохранительных клапанов, а также опробование пароводов, — сообщил начальник ТЭЦ товарищ Давиденко. — Сейчас идёт подтяжка фланцев».
Трубы для жилья и промышленности «Новый завод канализационных труб» — заметка от 22 марта 1947 года: «По плану четвёртой сталинской пятилетки с 1946-го по 1950 год в стране будет построено 5 900 новых промышленных предприятий. В их число войдёт новый, оснащённый современной техникой завод канализационных труб. Его построят в Липецке. Строительство завода поручено генеральному подрядчику — стройтресту № 11, которому уже в 1947 году предстоит освоить 500 тысяч рублей. Общая стоимость строительства определена в сумме 12 млн рублей. Новый завод будет выпускать канализационные трубы диаметром до одного метра. По проектному заданию годовая производительность завода в литье составит десятки тысяч тонн».
Письмо Сталину от сокольцев
1 июля 1947 года: «Вчера на заводе «Свободный сокол» состоялся митинг, посвящённый пуску домны № 2. Митинг открыл председатель заводского комитета товарищ Ширинский. Под бурные, долго не смолкающие аплодисменты присутствующие избрали в почётный президиум Политбюро ЦК ВКП(б) во главе с товарищем Сталиным. Выступивший директор завода товарищ Драчиков сказал:
— 29 июня в 10 часов утра задута печь № 2. От имени коллектива приношу глубокую благодарность всем участникам восстановления печи.
Затем выступили секретарь партбюро товарищ Родионов, управляющий трестом № 11 товарищ Шаталов, начальник доменного цеха товарищ Яловой и другие. Участники митинга с большим подъёмом приняли письмо товарищу Сталину».
Годовой план за девять месяцев
25 сентября 1947 года: «Липецкая геологоразведочная партия 10 сентября выполнила годовую производственную программу второго года первой послевоенной пятилетки. По механическому бурению годовое задание завершено на 101,2%, по ручному бурению — на 102,4% и по горным работам — на 106,2%. Геологоразведчики обсудили итоги выполнения годового плана и за оставшиеся три месяца обязались произвести работ на десятки тысяч рублей». Школы отличного качества 14 сентября 1949 года: «В литейном цехе тракторного завода создано 18 школ отличного качества. В них обучается больше 180 формовщиков, стержнёвщиков и плавильщиков. Слушатели школ под руководством опытных инженеров и мастеров изучают технологический процесс формовки, причины брака при литье, методы устранения брака и так далее. Школы оказывают большую помощь коллективу цеха. Так, например, 10 формовщиков цеха, занимаясь в школе, которой руководит сменный мастер товарищ Шкатов, и применяя полученные знания в практической работе, снизили в августе брак при формовке на 42 процента».
Дороги и транспорт
7 ноября 1947 года в городе происходит знаменательное для всех липчан событие: запускают трамвайное движение. Первую линию длиной 7,4 км открыли между спиртзаводом и тракторным заводом. Её проложили методом «народной стройки». Линия была одноколейной, для встречных вагонов на остановках «Депо», «Канатка» и «Шлаковый откос» устроили разъезды. Всего по рельсам тогда ходили 13 вагонов. Позже маршрут № 1 по насыпи через реку Воронеж связал два берега, протянувшись от 3-го участка до площади Революции.
В этом же году начинают ремонт моста через Липовку на улице Советской. Работы ведёт дорожно-мостовое управление горкомхоза. Статья от 18 мая 1947-го: «Со старого моста сняты каменное покрытие, деревянный настил и пришедшие в негодность металлические балки. Для ремонта, который намечено закончить не позже 15 июня, завезены все необходимые материалы».
Шаг к культурному росту В 1949 году в Липецке появляется первый вуз: педагогическое училище преобразуют в Липецкий учительский институт. Для выполнения ленинского завета «учиться, учиться и учиться» в стране не хватает квалифицированных педагогических кадров. В 1949-м в СССР открывают 48 таких институтов. Один из них — в Липецке.
— Открытие учительского института встречено липчанами с большим удовлетворением, — пишет 19 августа корреспондент Устинов. — Городской комитет ВКП(б) и горисполком приняли ряд решений, обеспечивающих своевременное и нормальное начало учебных занятий. Отведены помещения для общежития и учебного корпуса, под квартиры профессорско-преподавательского состава. В этом году государством отпущено институту 285 тысяч рублей. Кафедры математики и физики, русского языка и литературы, педагогики и психологии полностью укомплектованы профессорско-преподавательским составом. В институт охотно поступают молодёжь и учителя начальных классов. Сейчас в институте заканчиваются приёмные экзамены первого потока. Дирекции, профессорам и преподавателям предстоит ещё большая работа, связанная с первым годом учёбы. Институту нужна повседневная помощь со стороны общественности города. Открытие учительского института — это ещё один шаг к культурному росту нашего города.
За сезон — 2 300 курортников
Липецкий курорт становится всесоюзным. Заметка от 19 октября 1949 года: «Ежегодно на Липецком курорте поправляют своё здоровье тысячи трудящихся. Сюда на лечение едут со всех концов страны. За летний сезон текущего года на курорте побывало более 2 300 человек. На Липецком курорте в нынешнем сезоне проходили лечение рабочие и служащие не только центральных районов страны, но и таких отдалённых мест, как Заполярье, Камчатка, Дальний Восток, Казахстан, Урал, Калининград и других».
В июле 1949-го в бывшей заводской канцелярии чугунолитейных заводов времён Петра Первого открыли курортный музей.
«В нём собран ряд исторических материалов, а также экспонаты, характеризующие сегодняшний день Липецкого курорта, — сообщает корреспондент газеты. — При входе в реставрированную заводскую канцелярию посетитель видит изделия так называемых «липских чугунных заводов» — плиты, колокола, якорь. В помещении музея внимание привлекает большая гипсовая скульптура. Этот слепок изображает голову Петра Первого, увенчанную лавровым венком. Интересны рисунки и выдержки из старых книг, отображающие историю города Липецка и курорта. На специальном стенде показан Липецкий курорт в наши дни. В ближайшие дни музей будет открыт для посещения».
Соревнование библиотек
В каждом городе «самой читающей страны мира», и в Липецке в том числе, в те годы нет отбоя от читателей в библиотеках. 21 августа 1946 года: «Соревнуясь с Борисоглебской библиотекой, коллектив Липецкой центральной библиотеки хорошо организовал массовую работу среди читателей. За семь прошедших месяцев текущего года библиотекой было выдано читателям свыше 50 тысяч книг. За это время читальню посетило до 15 тысяч человек. Здесь каждый выходной день проводят лекции, доклады, беседы, литературные вечера. Регулярно занимается литературный кружок, который посещают 20 человек. В библиотечном активе — педагоги, артисты, рабочие, домохозяйки. Они помогают коллективу библиотеки в улучшении работы среди читателей».
Хлеб, мороженое и ситро
2 марта 1946 года в газете вышла вот такая заметка — за подписью заведующего готорготделом товарища Антипова. Сегодня подобная новость показалась бы нам неважной. Но для людей, ещё недавно получавших хлеб по карточкам, да и сейчас живших далеко не в сытости, она значила очень много. «На улице Первомайской открыт хлебобулочный коммерческий магазин. В свободной продаже — ржаной хлеб, французские и слоёные булки, батоны, сайки и другие булочные изделия. Хлебокомбинату и артели «Ударник» дано задание в ближайшие дни расширить ассортимент выпекаемых изделий в три-четыре раза.
— В дальнейшем коммерческая торговля в городе будет значительно расширена, — сообщает товарищ Антипов. — Так, в центре города подготовлены к открытию ещё три магазина, а в районе посёлка Тракторного завода — два магазина».
Через месяц, 5 марта 1946-го, — ещё один шаг к мирной жизни: «Липецкий завод «Маслопрома» увеличивает выпуск коммерческого молочного мороженого «Эскимо». Если в январе было изготовлено 200 кг мороженого, то в феврале его изготовили 1 000 кг».
5 апреля 1946 года: «Липецкий завод безалкогольных напитков, изготовляющий ситро, морс, квас, брагу и сироп, в марте выполнил план на 155%. В ближайшее время завод увеличивает производство этих напитков на 25–30%. На заводе идёт подготовка к пуску нового цеха, где будет изготовляться молочная кислота. К 1 мая откроют девять новых ларьков и киосков для продажи прохладительных напитков».
Цветное кино о Липецке
26 июля 1949 года газета пишет о визите в наш город бригады кинодокументалистов из Москвы. Они снимали фильм о Липецке. Причём не чёрно-белый, а цветной. «Недавно закончилась съёмка полнометражного цветного фильма «Липецк». В фильме засняты шахты Липецких железных рудников, тракторный завод, посёлок Студёновского рудоуправления, домна и посёлок завода «Свободный сокол», центральные городские улицы, трамвай и учебные заведения. Бригада киносъёмщиков выехала в Москву для технической обработки фильма. В ближайшее время фильм выйдет на экраны страны. В первую очередь фильм будет демонстрироваться в нашем городе». В следующем выпуске рубрики «Липецк советский» — о том, какими бурными темпами развивалось в нашем городе строительство в 1950–60-е и как на глазах Липецк из провинциального городка превращался в областной центр.
Текст: Марина Карасик
Фото: ОКУ «ГАЛО» и музей НЛМК