Провинциалка покорила Петербург

Хроника триумфа липецкого мюзикла

Аплодисменты в течение 10 минут — артисты Липецкой филармонии и оркестр русских народных инструментов под управлением Алексея Моргунова показали мюзикл «Провинциалка» на сцене концертного зала Мариинского театра. Петербургские зрители аплодировали стоя. За этим оглушительным успехом — полгода кропотливой работы.

Пятница, 17 марта

13:01. Поезд из Грязей прибыл на Московский вокзал Санкт-Петербурга. Все шутят: «Из Грязей в князи», стараясь за весёлостью скрыть волнение. Неужели действительно получилось и исполнилась мечта Дарьи Ивановны, героини мюзикла? Ведь это она пела: «В Петербург! В Петербург!» И ощущение чуда, и страх. Петербург встречает первым мартовским солнцем, гуляй — не хочу. Погулять, правда, не удалось — на это не осталось ни времени, ни сил.

Параллельно прибывает автобус с оркестром и «газель» с реквизитом — липецкий десант добрался без осложнений. 16:00. У солистов репетиция в Театре на Литейном. Комната любезно предоставлена главрежем театра: «Всегда рады помочь коллегам!» Приятно чувствовать себя коллегами пи[1]терских артистов. И снова немножко страшно — что скажет режиссёр-постановщик «Провинциалки» Виктор Кривонос? Он не видел липчан четыре месяца, за это время мюзикл был сыгран три раза. Что изменилось? Растеряли что-то или, наоборот, вырастили что-то своё, но не то? Виктор Антонович внимательно смотрит, слушает и… улыбается — всё в порядке.

 

— Чтобы артисты начали «купаться» в материале, чувствовать себя в нём уверенно, они должны отыграть как минимум 10 спектаклей, — убеждён народный артист России Виктор Кривонос. — У вас пока очень мало выходов на сцену было, но уже видно, как характеры прорастают. Мне было важно дать артистам, не имеющим профессионального театрального образования, именно школу, научить чувствовать себя в роли, роль в себе, партнёра рядом. И это начинает получаться. Настя Пименова (исполняет роль Дарьи Ивановой. — Прим. ред.) — молодец, держит всё как нужно. Формируется характер персонажа у Игоря Пронина (граф Любин. — Прим. ред.), он заметно вырос. А всё лишнее я легко убираю — слава богу, они меня слушают.

Репетиция проходит под электропиано, которое нашлось в театре — без педали и пульта, но разве это может помешать? С ролью пульта прекрасно справляется директор филармонии Любовь Пличко. Они с концертмейстером Андреем Карпием, как два пианиста, понимают друг друга с полужеста.

21:30. Марш-бросок на 10 тысяч шагов от Литейного проспекта до гостиницы завершён для всех, кроме музыкального руководителя спектакля Людмилы Жариновой. Она едет в концертный зал Мариинки готовить сцену. Вместе с питерской художницей Ириной Зайцевой они руководят монтажом декораций. Выставляется свет, пока очень предварительно, его во время спектакля Жаринова будет контролировать сама — сверху, из рубки световиков, где совершенно не слышно звуков, идущих со сцены. Но она, зная все роли наизусть, будет читать по губам артистов, чем поразит видавших виды питерских художников по свету.

 Суббота, 18 марта

11:00. Репетиция на сцене. Большой, но, по словам артистов, удивительно уютной. Возможно, это ощущение — от потрясающей акустики, голос как будто кто-то подхватывает и несёт вдаль, к последним рядам.

Часть сцены опускается, и образуется оркестровая яма — всё по-взрослому. Но, как выяснилось, сидящий в яме маэстро Моргунов не видит артистов, а главное, звук не выстраивается так, как хотелось бы. И… Липецкий оркестр русских народных инструментов занимает своё законное место на сцене. Кстати, это первый раз за всю историю Мариинки, когда на[1]родный оркестр становится полноправным участником спектакля.

Пока Павел Балматов хлопочет над звуком, балетмейстер спектакля Мария Большакова работает с юными танцорами — студентами колледжа имени Игумнова Дарьей Марухиной и Семёном Ситниковым.

С каждым часом волнение нарастает, самый молодой участник постановки 14-летний Богдан Иванкин признаётся, что больше всего боится… упасть. Успокаиваем: его комическому персонажу это не сможет навредить.

И только автор и главный зачинщик всей этой прекрасной суматохи композитор Александр Чайковский спокоен.

— Я совершенно уверен в том, что будет хорошо, — Александр Владимирович внимательно следит за репетицией, — артисты прекрасно работают, оркестр всё знает, со звуком налаживается. И, я думаю, «Провинциалка» не единственный раз будет здесь.

Возможно, чтобы подбодрить артистов, Чайковский выходит к оркестру и сам дирижирует вальс!

16:00. Окончание репетиции автоматически означает начало работы гримёра Галины Кузьменко. Ей, в одни руки, предстоит преобразить всех. Вот на лице Сергея Блинкова появились бакенбарды — и это уже вовсе не Блинков, а напыщенный и важный лакей графа Любина. Два-три-четыре касания кистью с белой краской — и 25-летний Артём Тарасов превращается в 48-летнего господина Ступендьева.

Гримёр Галина Кузьменко легко прибавляет годы артистам

 — Вот так филармония забрала у меня сразу несколько десятков лет, — шутит Артём.

Шутит и заведующий художественно-постановочной частью Пётр Коновалов — он уже всё приготовил на сцене, а теперь отпаривает костюмы.

— Заслуженный артист России гладит платья, — приговаривает Пётр Васильевич, и от этого доброго домашнего ворчания становится спокойнее: всё будет хорошо!

19:00. Звучит третий звонок, зрители заняли места… Сергею Колеснику приходит СМС от мамы — она в зале, специально приехала из Липецка на спектакль.

— Я выхожу на сцену и понимаю, что ищу её глазами, как на утреннике в садике, — признался потом Сергей, — и думаю: да что я, там же тысяча мест!

Начинается музыка… и всё идёт легко и плавно. Не верится, что артисты так спокойны, но они совершенно в своей тарелке. И поют так, как никогда раньше не пели! А зрители слушают, затаив дыхание, затем абсолютная, нереальная тишина взрывается аплодисментами. Реакция на шутки — очень точная, зал отзывчив до чрезвычайности. В финале — бесконечные овации! И слёзы радости.

— Это же счастье какое! — Галина Овсянникова и плачет, и улыбается, и не может поверить, что всё позади.

У нас получилось. Теперь можно в Грязи, Тамбов, Елец и Москву. Но, Петербург, ты первый, и мы обязательно ещё встретимся!

 Текст: Юлия Кондратьева

Фото: Дарья Скворцова и Наталья Разина