22 ноября скончалась бывший главный архитектор Липецка Бирута Канцане
Легенда липецкой архитектуры
Авторитет среди профессионалов. Так Бируту Павловну называют её коллеги. Что ещё о ней говорят те, кто её знал? Что она была сильной и стильной, смелой и порядочной. Обладала даром отстаивать свои убеждения твёрдо — и в то же время деликатно. Могла найти общий язык с любыми оппонентами. Не боялась принимать сложные решения и отвечать за них. Спасала от разрушения памятники зодчества. Именно благодаря ей в 1980-1990-е Липецк стали называть «архитектурной столицей Черноземья». К сожалению, сейчас это уже трудно себе представить.
Борьба с простынями
Сегодня, через 40 с лишним лет, можно смело утверждать: в 1979 году Липецку крупно повезло. В институт «Липецкгражданпроект» на должность руководителя группы приняли нового специалиста — уроженку Риги Бируту Канцане. Через три года она стала главным архитектором города.
— Уже первые её работы показали, что перед нами очень одарённый современный архитектор, в котором институт так нуждался, — вспоминал в одном из последних 22 ноября скончалась бывший главный архитектор Липецка Бирута Канцане ГОРОД ПО ПРОЕКТУ КАНЦАНЕ интервью бывший главный архитектор «Липецкгражданпроекта» Мирон Мордухович. — Редко на такую сложную должность принимали женщину. Но скоро все поняли, что попали в десятку.
12 лет работы Бируты Павловны в этой должности называют «архитектурной революцией». В центре города перестали строить типовые панельные дома. На первых этажах новостроек стали размещать объекты соцкультбыта. Городской дизайн поднялся на качественно новый уровень: грамотные комплексные решения постепенно формировали привлекательный облик Липецка.
— Где сейчас в городе можно увидеть развевающиеся на балконах простыни, мужские сорочки и даже нижнее бельё? — рассуждает жительница улицы Пролетарской Раиса Новикова. — А в 1970-1980-е это было в порядке вещей. На Плеханова, Ленина — везде. Я помню, какую борьбу объявила Канцане этому бескультурью. Через СМИ людям объясняли, что это некрасиво. И воспитали-таки горожан!
Досье
Бирута Павловна Канцане. Заслуженный архитектор России. Родилась 17 мая 1939 года в Латвии. Окончила с отличием архитектурное отделение Рижского политехнического института. С 1967-го по 1977-й работала в Магадане, потом в Набережных Челнах. В 1982 году стала главным архитектором Липецка. В 2004-м — главным архитектором Липецкой области. В 2007 году отмечена знаком «За заслуги перед Липецкой областью». В 2008-м получила премию «Кентавр» — высшую награду Союза архитекторов России, в 2009-м — диплом Минрегионразвития РФ «За достижения в реализации государственной градостроительной политики». Последние годы жила в Москве. Похоронена в подмосковной деревне Мышенское.
Стильное лицо Липецка
Современное лицо обретали улицы, площади, жилые районы. Большое внимание стали уделять дизайну, комплексному цветовому решению. В Липецке появились новые Дворец бракосочетания (сейчас здесь располагается Дом детского творчества «Городской» имени Шмакова), железнодорожный и автовокзал, изменилась площадь Революции, началось масштабное жилищное строительство — выросли микрорайоны 20–23. По личным проектам Канцане построили поликлинику ЛТЗ, девятиэтажный дом на Плехановском спуске, дома на улице Фрунзе, коттеджи в районе Городища, пять 14-этажек на улице Космонавтов, объединённых общим бульваром. Архитекторы из других городов завидовали тому, как преображается Липецк.
— Мы удивлялись, как быстро Бирута Павловна узнала и «прочувствовала» город, его проблемы и возможности, — рассказывал Мирон Мордухович. — Как нашла подход к городскому и партийному начальству, а с работающими архитекторами — общий язык. Она вложила много сил и энергии, чтобы застраивать Липецк интересными, индивидуальными зданиями.
Неравнодушный профессионал
По инициативе Канцане создали специальную группу по благоустройству. В городе собралась команда профессиональных архитекторов, работали Дом архитектора и служба главного художника города с подразделением проектировщиков по формированию общественных пространств. Организовали ежегодный семинар для талантливых архитекторов из Ростова, Москвы, Воронежа, Тамбова. Регулярно проводили Дни архитектуры, градостроительные выставки и конкурсы. Задачей было украсить город металлургов, сохранив наследие прежних времён. Бирута Павловна лично отстояла дом аптекаря Вяжлинского (сейчас Дом мастера), единственный образец русского модерна в Липецке. Ей удалось спасти от сноса жемчужины города — Никольскую церковь известного зодчего Ивана Машкова и красное кирпичное здание мэрии на улице Фрунзе.
— Бирута Павловна была волевым человеком, когда нужно, бывала и жёсткой, — говорит председатель региональной организации Союза архитекторов РФ Сергей Сошников. — У неё от природы был дар великолепного оратора. Но ей никак не получалось убедить городскую власть оставить историческое здание на Фрунзе. И вот, когда она исчерпала все аргументы, она разрыдалась в кабинете у тогдашнего главы администрации Липецка Анатолия Савенкова. Это было так по-женски… От Канцане такого не ожидали. Это стало последним аргументом. Здание оставили.
Всероссийское признание
В 2004 году Бирута Павловна стала главным архитектором области. Именно в это время разработали генеральные планы большинства районных центров. Провели планирование нового посёлка Романово и территории особой экономической зоны. Липецкие архитекторы стали активно участвовать в международных выставках — и получать престижные награды. Например, по итогам выставки «Зодчество-2009» Липецкую область наградили Золотым дипломом Союза архитекторов России.
Благодаря неравнодушию и ораторскому таланту Бируты Павловны о развитии архитектуры в Липецке знала вся страна. Её яркие выступления в Колонном зале Дома Союзов вспоминают по сей день.
— На всех пленумах, на всех заседаниях всегда ждали, когда слово возьмёт Бирута Павловна, — вспоминает Сергей Сошников. — Если Канцане не выступала, говорили: «съезд прошёл зря». Очень дельные темы затрагивала, которые всех касались. Вместе с Канцане ушла целая эпоха — эпоха становления липецкой архитектуры.
Не поступалась принципами
Бирута Павловна была честным и принципиальным человеком. Она не могла остаться в стороне, если творилась несправедливость. Коллеги вспоминают: в середине 1990-х во время выступления Мирона Мордуховича встал какой-то молодой человек и стал унижать его, назвал ставленником израильской разведки. Слушатели были в шоке, но никто ему не возразил. На том совещании Канцане не было. Но уже на следующем она более чем жёстко осадила его.
— Говорит: «В первом ряду в белом свитере молодой человек, который публично оскорбил нашего коллегу на национальной почве. Архитектурная общественность крайне возмущена и требует, чтобы этот субъект покинул зал совещания», — вспоминал Мирон Мордухович. — Это было сказано так чётко и убедительно, что этот тип поднялся и быстро вышел. Я был восхищён смелостью Бируты Павловны. Потом мы узнали, что это был ярый националист, который вскоре иммигрировал в Западную Европу.
Защитница города
Неравнодушие. Пожалуй, оно было главным качеством Бируты Павловны. Она не могла пройти мимо несправедливости. Даже когда ушла на пенсию, протестовала против точечной застройки города. «Точечная застройка, синонимом которой является термин «уплотнение», ведётся в Липецке из-за нашей постоянной бедности, и материальной, и духовной» — это её слова. Она возмущалась планами застройки Соборной горы и нарушения архитектурной целостности этого района, называла эту застройку «варварской и уродующей лицо города». Очень переживала и за то, что большинство липчан были равнодушны к поднимаемым архитекторами темам, к судьбе собственного города. «Причина этому — несформированная гражданская ментальность, — объяснял ей старший преподаватель кафедры МХК ЛГПУ Андрей Ломоносов. — Липчане ещё не выросли из статуса посёлка городского типа, ещё не стали горожанами». Ломоносов обещал Канцане, что «эмбрион гражданственности зародится в липчанах в лучшем случае через двадцать лет». Прогнозы сбылись — сегодня почти на каждых публичных слушаниях разгораются жаркие споры о будущем Липецка.
— Её очень удручало, что должности, связанные с архитектурой, занимают люди, не имеющие профильного образования, — рассказывает Сергей Сошников. — Называла преступлением то, что уничтожили головной проектный институт, ведь «Липецкгражданпроект» обеспечивал все районы области проектной документацией. Я с ней согласен, это преступление. Мы часто вспоминаем её в основном как защитницу горожан.
Последние годы Бирута Павловна жила в Москве и Подмосковье. Но живо интересовалась происходящим в Липецке.
— Когда градоначальником был Сергей Иванов, он пытался убрать всю зелень с площади Петра Великого, чтобы там парады проводить, — вспоминает Сошников. — Убедить его отменить это волюнтаристское решение удалось только Бируте Павловне. Она до последнего принимала участие в жизни города.
Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин, Денис Нечаев