Эпоха кукольного мира

Эпоха кукольного мира

8 декабря Липецк простился с Вадимом Васильевичем Жуковым — народным артистом России, режиссёром и основателем Липецкого государственного театра кукол. Ему было 87 лет. 

Вадим Васильевич был знаком со святым Лукой Крымским, им восхищался Сергей Образцов, а артисты липецкого театра говорят, что Жуков  самый интеллигентный человек, которого им довелось повстречать.

Крымск и Крым

Вадим Васильевич родился за семь лет до Великой Отечественной под Краснодаром. Его отец-военный пропал без вести на фронте, мать расстреляли фашисты за связь с партизанами. Семилетнего сироту приютила местная жительница Екатерина Осиповна Сусина, она нянчила ещё его маму. О доброте и порядочности Жукова говорит уже то, что, когда его пригласили в Липецк, он привёз одинокую женщину с собой и ухаживал за ней до самой её смерти. Друзьям Жуков рассказывал, что в детстве мечтал стать моряком. Команда крейсера «Молотов» даже ходатайствовала, чтобы его взяли юнгой. Но так как в войну он находился на оккупированной территории, путь на флот ему был заказан. После окончания ремесленного училища Жуков и работал, и участвовал в самодеятельности: вёл концерты. Главный режиссёр Симферопольского театра кукол заметил его и пригласил в спектакль «Витя Малеев в школе и дома». В феврале 1953-го Жукова приняли в труппу. Очень скоро ему стали доверять ставить спектакли. Молодой режиссёр быстро заработал авторитет.

Свою будущую жену, выпускницу театрального училища, он лично в 1954 году принимал на работу. Через три года они поженились. Галина Николаевна стала Жукову верной подругой на всю жизнь.

Липецк

В 1965 году в Липецке создали театр кукол. Через три года Вадима Жукова пригласили на должность главного режиссёра. Сам театр размещался тогда в двух комнатах. Ни декораций, ни кукол, ни актёров. Вадим Васильевич сделал ставку на молодёжь.

— Он меня принимал на работу, — вспоминает заслуженный работник культуры РФ Алла Заворуева, которая работала звукорежиссером в театре — От него шла доброта, он был очень светлый человек. «Аллочка, вот партитура, выучи. Будем «Аленький цветочек» ставить». Ой, как он с нами мучился! Особенно кукла тростевая, это сложно. Всё показал. Он левша был — на левой руке водил куклу. Все на правой руке, а он на левой.
За «Аленьким цветочком» последовали «Армянская легенда», «Иван царевич и Серый Волк», «Ищи ветра в поле». За этот спектакль театр получил премию Минкультуры СССР. Потянулись зрители, школы стали привозить учеников младших классов.

— Он дружил со скульптором Гришко, с поэтом Шальневым, с художниками, с писателями, с педагогом Шмаковым, — рассказывает заслуженный артист РСФСР Анатолий Заворуев. — Был общительным и компанейским. Благодаря ему климат в театре был очень доброжелательный. И праздники вместе отмечали, и на рыбалку ездили, и за грибами.

При Вадиме Жукове в Липецке в год показывали по 250 спектаклей, в репертуаре было более 30 сказок. Сам он поставил около двухсот спектаклей. Воспитал созвездие творческих личностей, многие стали заслуженными артистами. При нём театр обрёл свой дом — бывший ДК трубного завода.

Москва и заграница

Сергей Образцов

О театре заговорили по всей стране. Во время гастролей в Москве посмотреть «Ищи ветра в поле» пришёл руководитель Московского государственного театра кукол Сергей Образцов. С Жуковым он был знаком с шестидесятых.

— Образцов восхитился нашим спектаклем, — вспоминает Алла Заворуева. — Они с Вадимом Васильевичем были друзьями. Они даже внешне были похожи. Этот спектакль вошёл в число лучших в СССР, а на международном фестивале в Польше получил Гран-при. Ленинград, Калининград, Казахстан, Винница, даже Замбия, Мозамбик и Ангола — липецких кукольников везде принимали с восторгом.

— Все удивлялись, как в провинциальном городе умудряются ставить такое, — рассказывает заслуженная артистка РФ Людмила Теплякова. — Вадим Васильевич говорил: «Нашего зрителя нельзя обмануть. Если дети что-то кричат, подсказывая актёрам, значит, у нас всё получилось».

За границей спектакли шли с переводом. Но по эмоциям малышей было понятно: они и так всё понимают. В Мозамбике маленькие зрители сами удивили Жукова, он рассказывал об этом в интервью. В эту страну липчане приехали после Анголы и Замбии, где шла война и спектакли показывали под охраной военных. В Мозамбике было спокойно. Но как-то посреди спектакля раздались грохот и треск.

— Я испугался, — вспоминал Жуков, — подумал, бомба. Выглядываю из-за кулис — зал пустой. Гляжу — зрители вылезают из-за кресел. Оказалось, своё восхищение мозамбикцы выражают не шумными аплодисментами, а садятся на пол.

В вечность

Утро Жукова в театре начиналось с того, что он обходил все цеха, спрашивал, как дела.

— Ему удавалось решать все вопросы вежливо и тактично, — вспоминает Алла Заворуева. — Никаких конфликтов и обид не было. К актёрам он относился как к своим детям. Он часто задавался вопросом: «Ради чего мы ставим свои спектакли?». И сам же отвечал:

Ради детской веры в благородство и героизм, честность и добродетель мы ставим свои спектакли

— В наших постановках никогда не было ни грубости, ни жестокости, ни хамства.

— Мы все в нём души не чаяли, — печально улыбается Анатолий Заворуев. — Действительно самый человечный человек. Незлопамятный, всегда с улыбкой на лице. Внимательный, заботливый. Бывало, жарко спорили, что-то выясняли, но никогда скандалов не было. Он историю изучал и знал её хорошо. А ещё он много рассказывал про какого-то Луку. Вроде знаком с ним был ещё там, в Крыму. Ну, в советские годы мы все эти религиозные байки мимо ушей пропускали. Какой-то дар, чудеса какие-то. А теперь то про святого Луку Крымского много говорят. И я, как про него услышу, всегда вспоминаю Вадима Васильевича. Может, там, в ином мире, они теперь и встретятся…

Текст: Марина Карасик
Фото: из архива театр кукол, «Липецкая газета», ЛОУНБ, Сергей Паршин